ЗДЕСЬ "ЖИГУЛИ" НЕ ЕЗДЯТ
- Как вы относитесь к тому, что запретят ездить "по-японски"? - спрашиваю таксиста-частника в Хабаровске.
- Да ты чего? - Парень замахал руками. - Посмотри вокруг...
Я посмотрел. Столица Хабаровского края, как и сам край, словно заграничная японская территория. Если говорить, конечно, только о транспорте. Сплошь праворукие авто и все из Страны восходящего солнца, если забыть о Чукотке, где светило, как нам напомнил президент, появляется раньше. "Сплошь" - не преувеличение. За несколько дней пребывания в регионе видел только пару раз наши правильные "Жигули". Ничтожно мало машин из Европы и Америки - шибко далеко везти. Такой вот банзай!
В стране, по некоторым оценкам, насчитывается уже более миллиона "праворуких" машин. И каждый год их число увеличивается примерно на сто тысяч. Причем подавляющее число неправильных авто (до 95 процентов) бегает по территории нашенского Дальнего Востока. И запретить их удастся разве только вместе с отделением региона от России.
В движении транспорта в Хабаровске есть свои особенности. Ездят, как показалось, потише, обгоняют друг друга более робко. Перестраиваться в левый ряд, конечно, сложнее, если сам сидишь справа.
- Ничего, я привык, - уверяет таксист. - С левым рулем никогда и не ездил. Сменил три машины, и все были "японками". Кстати, и в местных школах водительского мастерства обучают на "праворуких" авто. Знай не наших! Японская жизнь уже как бы в генах дальневосточников.
А что если сменить в регионе направление движения? Этот, разумеется, несерьезный вопрос я задал при встречах многим водителям. И ответ поражал своей суровостью: "Мы об этом уже давно говорим". Да за что же такая нетрадиционная любовь к "японкам"? Легко даются. Авто с правым рулем стоит тысячи на три у.е. дешевле, чем с левым. В крае, где проблема даже не столько с зарплатой, сколько с самой работой, этот фактор более чем существенный. За три "штуки" можно купить старенькую "япону автомаму". Добавил две - три тысячи и ты уже владелец солидного авто пяти- семилетней "выдержки". И можешь заняться частным извозом.
Лучше не совсем частным, а под крышей какой-нибудь фирмы, как и сделал мой таксист. У фирмы есть свои ремонтные мастерские, фирма выдает водителю чеки с печатями, если пассажир захочет получить документ о проезде. Фирма имеет диспетчера, обеспечивая "своих" водил заказами. А главное, "база" защитит работягу, если его захотят обидеть конкуренты. А их при дефиците рабочих мест в крае пруд пруди.
- Позвоню по сотовому, и через десять-пятнадцать минут подъедут охранники, - объясняет технологию извоза таксист.
"ЯПОНКА" ПРОТИВ "РОССИЯНКИ"
Сколько хабаровчан обеспечили работой японские авто, такой статистики я не нашел. Но речь идет о десятках тысяч. На "Жигули" спроса совсем нет. Даже новенькая "россиянка" уступает по качеству изготовления очень взрослой "японке". Цены на запчасти с Востока - копеечные.
А где купить изделие Страны восходящего солнца? Вообще не вопрос. В Хабаровске семь специализированных авторынков. На одном из них мне довелось побывать. Гигантская территория, огороженная забором. И ряды иномарок колора цветущей сакуры. Другого цвета, чем белый, японцы не ведают, что ли? Вот микрорайон "тойот", вот - "хонд". Десятки моделей, многие из которых мне просто неизвестны. Под лобовым стеклом табличка с выходными данными: год выпуска, объем двигателя. Обязательные две буквочки: "ПР". Стало быть, правый руль. И рядом, как правило, еще две: "Б/П" - без пробега.
- Неужели совсем новенькие авто везут?
- Нет, конечно, - объясняет мне директор охранной фирмы Юрий Александрович Ермолаев. - Речь идет об отсутствии пробега по России. - А вам какая "японка" нужна?
Мой гид объясняет, что лучше брать машину с нераскрученным брендом. Так гораздо дешевле. "Тойота-Харриер", например, это тот же "Лексус-300", но стоит на десять тысяч долларов дешевле. В первом случае за пятилетнюю машину мне придется заплатить всего 22 тысячи "зеленых", а во втором - более 30 тысяч.
- Чистая "японка" имеет больше опций даже в базовом исполнении, - объясняет Юрий. - Кондиционер, гидроусилитель руля - обязательно. Она удобнее, комфортнее. Японцы себя любят, и правый руль - признак высокого качества, - заключает ушлый директор.
- А как узнать, в каком состоянии машина, которую я захочу купить, и не эксплуатировалась ли она у нас?
- На пробег ориентироваться вообще нельзя, скручивают обязательно. Посмотрите в аукционный лист. Когда машину продают в Японии, авто дают соответствующий номер качества. Оптимальный - четвертый. Пятый это уже как бы новая машина. И надо оценить, в каком состоянии жидкости. Та же тормозная, например. В Японии зимы потеплее, там жидкости не замерзают до минус 10 градусов. Если залита другая, более холодная, - стало быть, на машине ездили в России. У нас есть лаборатории, где могут определить это. Все удовольствие с проверкой на автосервисе - 400 - 500 рублей.
СЕТКА С ИНОМАРКАМИ
Привозят япономарки, как правило, в "сетках". В трейлерах, защищенных рабицей. По три-четыре машины в фуре. Везут ходовой товар из Владивостока или из порта Ванино. При этом фирма-перевозчик страхует машины, что, естественно, входит потом в их стоимость. Можно доставлять в контейнерах и железной дорогой. Но Юрий предпочитает российский "автобан". "Только из Ванино кошмарная дорога", - предупреждает он.
- А если я захочу сам перегнать?
- Можно. Но не советую. В том же Хабаровском крае перегонщиков отлавливают банды рэкетиров. Догоняют вооруженные парни, прижимают к обочине. 100-200 долларов, а то и больше, надо им отдать. Если не местный, церемониться тем более не будут. Попробуй деньги не дать! Разобьют лобовое стекло, проколют шины. И не говори, что нет доларей, - все обыщут. Но мы можем дать в сопровождение вооруженного охранника.
- И даже до Москвы?
- И до Москвы. Были такие заказы. Услуга - 30 тысяч рублей. Запиши мой телефон, если надумаешь.