Но у Алексея Саврасова десятки выдающихся картин, которые по праву сделали его основоположником лирического пейзажа в русской живописи, одним из духовных лидеров передвижников. Он привнес в свои неброские полотна поэзию обыденного, красоту повседневного. И сделал это с только ему присущей душевной взволнованностью и лирической пронзительностью. Еще раз убедиться в этом можно, посетив Третьяковскую галерею, где вчера в присутствии министра культуры Александра Соколова и мэра Москвы Юрия Лужкова открылась грандиозная выставка, приуроченная к 175-летию со дня рождения художника. Она будет работать для посетителей с сегодняшнего дня и продлится до 12 марта 2006 года.
В экспозицию включено свыше ста полотен Саврасова. Основная часть произведений - из собрания "Третьяковки". Основатель галереи П. Третьяков лично приобретал картины мастера, осознавая глубоко русскую природу его таланта. В итоге в "Третьяковке" сформировалась большая коллекция работ художника еще при жизни мастера. Но в советские времена многие знаменитые полотна Саврасова были "распылены" по хранилищам провинциальных городов, были переданы в собственность музеев союзных республик. И вот теперь они (пусть и на время) вернулись под кров "Третьяковки". Организаторам выставки удалось привезти лучшие картины художника из Риги, Баку, Алма-Аты, а также из 21 российского музея. Самая большая коллекция (16 полотен) прибыла из Русского музея, свыше 20 работ поступило от частных коллекционеров Москвы и Санкт-Петербурга.
Организаторы выставки поставили перед собой цель показать "всего Саврасова". Они демонстрируют как хрестоматийные произведения мастера (те же "Грачи прилетели", "Вид на Кремль в ненастную погоду", "Проселок", "Весна. Огороды", "Разлив Волги под Ярославлем"), так и малоизвестные, но от этого не менее значительные работы (например, "Вид Киева с Днепра на Киево-Печерскую лавру"). Кроме того, представлено более сорока графических листов и акварелей, в которых художник неожиданно предстает как мастер экспрессивного, раскованного рисунка, опередивший свое время.
Новаторским было и все его творчество. Не случайно своим учителем его считал Левитан, в работах которого многие саврасовские мотивы обрели необычайную завершенность и лирическую выразительность.