ПОЧЕМ НЫНЧЕ ФАГОТ?

В Саратове прошла общероссийская встреча работников художественных школ. Ее участники вместе думали: как сохранить уникальную отечественную систему творческого образования? Не поздно ли хватились?

Настоящий музыкант, художник - товар штучный. Чтобы воспитать будущую звезду, надо вести ее с пеленок: от "музыкалки" - до аспирантуры, от кружка художественной самодеятельности - до творческого вуза и большой сцены. Сейчас система разрушается. Зарплата у преподавателей художественных школ - слезы. Зато плата за обучение чада в музыкальных школах - около тысячи рублей (а то и выше!) в месяц. То есть заранее от прекрасного отсекаются дети из малообеспеченных семей...
Педагоги, приехавшие из разных концов России, делились наболевшим. Преподаватель из Сургута рассказала, что из-за неразберихи с реформой местные чиновники отказываются вносить в бюджет будущего года статью по финансированию художественных школ. Кстати, с детско-юношескими спортивными школами, поскольку на федеральном уровне приняты необходимые правила на нормативы, таких проблем нет. В Орле, пользуясь тем, что в законе о местном самоуправлении не прописаны права муниципальных управлений культуры, здания художественных школ стали передавать на баланс комитетов по управлению имуществом. Теперь этой ставшей практически бесхозной недвижимостью, как это у нас часто бывает, под шумок могут поживиться люди, от культуры весьма далекие.
Во многих оркестрах страны катастрофически не хватает духовиков. В частности, фаготистов. Причина проста: фагот дорого стоит, детям его не купят. Да что детям! В славящемся культурными традициями Томске не могут собрать симфонический оркестр. В Краснодаре на все оркестры - один кларнетист. Даже в Большой театр в последние годы с трудом нашли четырех теноров, вывезли из Украины. Через десяток лет, считают специалисты, большинство оркестров в России можно будет закрывать из-за отсутствия профессиональных музыкантов.
- Простая арифметика: для укомплектования одного симфонического оркестра из ста человек нужно, чтобы десять тысяч детей ходили в музыкальные школы, - говорит руководитель Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаил Швыдкой.
По его словам, он хочет добиться, чтобы в оплате труда работники художественных школ были приравнены к учителям общего образования, а развитие культуры составило отдельную национальную президентскую программу. Но когда это еще будет... Обещаниям уже не первый год. А фагот нынче, если помните, ох как дорог...