Самая крупная заявка на ожидаемые контракты традиционно поступила от отечественного авиапрома. В экспортном ряду - истребители поколения "четыре" и "четыре плюс", истребитель-бомбардировщик Су-32, штурмовик Су-39. Кроме того, летные качества в небе над островом Лангкави, где проходит выставка, продемонстрирует один из лучших в мире учебно-боевых самолетов Як-130, который имеет очень неплохие экспортные перспективы: эта машина эффективна не только для обучения курсантов, но и в локальных конфликтах.
Россия крайне заинтересована в том, чтобы занять свою нишу на рынке вооружений именно в этом регионе. Самые перспективные партнеры здесь - Малайзия и Индонезия. Учитывая, что 80 процентов нашего военного экспорта приходится на Индию и Китай, новые рынки сбыта комплексу крайне необходимы. Тем более что Китай настаивает, чтобы Европа сняла эмбарго на поставки ему продукции военного назначения. А это значит, что нашей многолетней монополии на китайского заказчика вскоре может прийти конец.
Крайне ревностно относятся к попыткам России усилить свое присутствие на международном рынке оружия и США, самый крупный в мире его экспортер. Вспомнить хотя бы их нервную реакцию на заключенное в начале года соглашение с Венесуэлой о поставках туда 100 тысяч автоматов Калашникова и 40 вертолетов. Тогда Вашингтон обвинил Россию в том, что этот контракт может оказать дестабилизирующее влияние в регионе. Буквально на днях разгорелся новый скандал. В ближайшее время Москва начнет поставки Тегерану крупной партии зенитных ракетных комплексов ТОР-М1. Стоимость контракта составляет более миллиарда долларов - сумма для российской "оборонки" весьма внушительная. Перед тем как подписать контракт, Россия устами нового вице-премьера и одновременно министра обороны Сергея Иванова официально заявила, что эти поставки полностью отвечают международному законодательству. Все вооружение, которое Россия поставляет Ирану, имеет сугубо оборонительный характер. Тем не менее со стороны США немедленно последовало резкое заявление. "Мы не считаем, что эта сделка послужит нашим интересам в регионе", - заявил представитель госдепа США Адам Эрели.
Вполне понятно, что такую же реакцию со стороны ведущих экспортеров оружия будут вызывать и любые другие попытки России утвердиться на рынке вооружений. Этим вчера и были озабочены глава "Рособоронэкспорта" Сергей Чемезов и первый заместитель председателя Комитета по обороне Госдумы Алексей Сигуткин, который проводил там выездное заседание. По их оценкам, объем нашего военно-технического сотрудничества с зарубежными странами сегодня достиг своего "потолка". Этим, похоже, и была вызвана нынешняя встреча депутатов и главных продавцов российского оружия за рубеж. В последний раз такого рода мероприятие организовывалось ровно четыре года назад. Тогда российская "оборонка" стояла перед выбором - сумеет ли она сделать рывок или застынет на месте. Она сумела. Экспортные поставки нашего оружия в 2001 году составили более 3,7 миллиарда долларов, а уже в 2002 году - более 4,8 миллиарда. После этого военно-экспортный локомотив страны начал набирать скорость. В 2003 году он принес в бюджет 5,4 миллиарда, в 2004-м почти 5,8 миллиарда. А вот в нынешнем на этом пути замаячил шлагбаум. По прогнозам, выручка от экспорта оружия в 2005-м составит примерно 5,1 миллиарда долларов.
Почему России все труднее противостоять своим конкурентам? Это попытались вчера выяснить депутаты Госдумы. И были вынуждены признать, что начинать надо с себя. Система военно-технического сотрудничества с зарубежными странами требует дальнейшего развития не только по линии оборонно-промышленного комплекса, но и по части законотворчества. Вчера "Рособоронэкспорту" еще хватало полномочий, но сегодня крайне необходим закон о создании на его базе государственной корпорации. Требуются изменения и в закон "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами". Не говоря уже о том, что готовящиеся сейчас в недрах различных заинтересованных ведомств законопроекты о разделе интеллектуальной собственности, защите конкуренции, передаче федеральных технологий тоже нуждаются в очень тщательной экспертизе.
Есть и еще один вопрос, от ответа на который зависят не только темпы перевооружения нашей собственной армии, но и масштаб военного экспорта. Это - неконтролируемый рост цен на оборонную продукцию. Он сейчас опережает рост цен на продукцию машиностроительного комплекса в целом. В ходе своей недавней поездки на Урал вице-премьер по "оборонке" Сергей Иванов высказал озабоченность этой проблемой. На вопрос корреспондента "Труда", чем рост цен вызван, ответил очень лаконично. Не исключено, сказал он, что есть сговор монополистов в этой области, плюс - не всегда обоснованный рост тарифов на электроэнергию, металл. Буду с этим разбираться, но естественно, к директивному замораживанию цен мы прибегать не вправе.