Теперь здесь уже не так многолюдно. Но народ есть. Обсуждают в основном известие из соседней Белгородской области: там размер ежемесячных денежных компенсаций для ветеранов труда будет 280 рублей, для тружеников тыла - 310. Это больше, чем у курян (200 и 300 рублей соответственно), что вызывает у них обиду и недовольство. Сейчас все разговоры у региональных ветеранов (их свыше 100 тысяч) об одном: на что хватит этой денежной компенсации, которую вместо натуральных льгот определило областное правительство. "Деньги, конечно, нелишние, - говорят в очереди. - Но надо еще посмотреть, будут ли их выдавать вовремя, не "похудеют" ли из-за инфляции?.."
- Всю нашу компенсацию "съест" транспорт, - решительно заявляет 72-летний Сергей Иванович Куликов, бывший токарь завода "Маяк". - Я уже прикинул расходы. От дома до оптового рынка, где продукты дешевле, - несколько трамвайных остановок. Ездим туда вдвоем с женой - у нее полиартрит, таскать сумки не может. Сейчас билет на трамвай стоит 4 рубля, пара поездок в неделю - и вот вам в месяц больше ста рублей. Прибавьте посещение поликлиники и аптеки - по 2-3 раза ежемесячно. Еще 60-65 рублей. И внуков проведать хочется, а ехать надо с пересадкой. В общем, получается, что на общественный транспорт да 50-процентную оплату телефона будет уходить ежемесячно минимум 300 рублей. А компенсация на двоих с женой - 400. Выходит, сто рублей "экономии"? Но с началом дачного сезона дорога станет сплошным разорением. Одна поездка вдвоем - ровно 56 рубликов. Не наездишься. Боюсь, что дачу придется бросить.
В областном комитете соцзащиты признались, что, по оценкам их специалистов, стоимость натуральных льгот, подлежащих замене деньгами, составляет для ветерана труда примерно 500 рублей, для труженика тыла - 600. Но для таких выплат областному бюджету не хватало 2 миллиардов рублей. А из федерального центра поступила ориентация: в дотационных регионах компенсации - не больше означенных 200 и 300 рублей. Регионы-доноры могут платить больше.
В Курске заволновались "рядовые" пенсионеры, у которых нет звания "ветеран труда": им-то как быть с транспортом? Сейчас они ездят бесплатно: за них с транспортными организациями расплачиваются областной и муниципальный бюджеты. А с нового года? Положена ли какая-нибудь компенсация за проезд? Вопрос повис в воздухе. Руководители области уклончиво отвечают, что "ищут возможности"...
- Недовольные будут всегда, - говорит председатель областного комитета соцзащиты Николай Иванов. - Нынешняя реформа уже идет, ничего не изменить. Наша задача - довести ее суть до каждого.