ПРОВЕРКА ПРИВАТИЗАТОРОВ

"Выявленные проверками и подтвержденные факты дают правовые основания для признания в судебном порядке с учетом срока исковой давности недействительными отдельных сделок купли-продажи государственных предприятий, имущественных комплексов, государственных пакетов акций, приватизация которых проведена с нарушением закона", - сказано в докладе "Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993 - 2003 гг.".

Еще весной "Труд" писал о подготовленном группой аудиторов Счетной палаты докладе, в котором анализировалась российская приватизация. Тогда основной упор в документе был сделан на ничтожные доходы госбюджета от продажи 145 тысяч госпредприятий - всего 9,7 млрд. долларов. Главными виновниками объявлялись чиновники, которые по дешевке сбывали "нужным людям" общенародную, государственную собственность. Предлагался и выход: взыскать с владельцев деньги, недоплаченные в начале 90-х.
Причем некоторые из российских олигархов к тому времени прозрели и были согласны на такой вариант. "Чтобы оправдать приватизацию перед лицом страны, надо заставить большой бизнес поделиться с народом", - заявил уже сидевший в "Матросской Тишине" Михаил Ходорковский. А Олег Дерипаска предлагал "заплатить очень высокий налог - порядка 75 процентов или даже 80 процентов от величины выгоды, полученной в результате недоплаты за приобретенные производственные активы".
И вот Счетная палата доработала доклад. В новом варианте формулировки оказались посерьезнее. Например, залоговые аукционы, на которых реализовывались акции "ЮКОСа", "ЛУКОЙЛа", "Норильского никеля", "Сургутнефтегаза" и других крупнейших компаний, теперь признаются палатой фактически незаконными, ибо они имели "все признаки притворных сделок". Более того: аудиторы вспомнили, что деньги, которые государство якобы получало в ходе ряда аукционов, изначально принадлежали самому государству - только размещены они были на счетах коммерческих банков. Например, в "Империале" Минфин держал 80 млн. бюджетных долларов, из которых банк по договору залога "одолжил" государству 48,3 млн. долларов. В Столичном банке сбережений хранилось 137,1 млн. долларов, также принадлежащих казне. Из них СБС "выдал кредит" государству в сумме 100,3 млн. долларов. На счетах "МЕНАТЕПа" Минфин хранил 120 млн. долларов, которые тоже были "одолжены государству" в счет двух договоров залога на сумму свыше 100 млн. долларов. И так далее.
В списке предприятий, приватизация которых сочтена Счетной палатой полностью или частично противозаконной или нечестной, - угольные компании "Южный Кузбасс" и "Красуголь", оборонные предприятия "Курский прибор", "Авионика", Тушинский машиностроительный завод, МПО им. Румянцева, ОАО "Пермские моторы", АНТК им. Туполева, "Сибнефть", "Славнефть", Тюменская нефтяная компания и другие. И хотя президент Владимир Путин неоднократно заявлял, что итоги приватизации пересмотру не подлежат, в докладе Счетной палаты говорится, что "вывод о легитимности приватизации в целом не означает объявления заочной амнистии лицам, совершившим нарушения в этой сфере". Намек более чем прозрачный.
8 декабря глава Счетной палаты Сергей Степашин доложит Государственной Думе о проведенной "приватизационной ревизии". Большинство аналитиков уверены, что серьезных "оргвыводов" все-таки сделано не будет. Но не исключено, что некоторым из российских магнатов, в основе состояния которых лежат приватизиционные сделки, перечисленные в докладе СП, рано или поздно предъявят солидный счет за эти слишком очевидные "грехи молодости".
ЭТО ФАКТ
За 11 лет приватизации в частные руки передано около 145 тысяч государственных предприятий. В итоге российский бюджет получил 277 млрд. руб. - меньше $10 млрд. по действующему курсу ЦБ. Для сравнения: такую же сумму оставили за границей российские туристы только в прошлом году.