СТАЛЬНОЕ РЕТРО

В подмосковной деревне Шолохово, расположенной в 17 километрах от кольцевой автодороги по Дмитровскому шоссе, уже год как действует единственный в своем роде музейный комплекс "История танка Т-34". Открытая 6 декабря к 60-летию начала переломного для хода всей Великой Отечественной войны контрнаступления наших войск под Москвой, его экспозиция насчитывает десятки тысяч единиц хранения.

Начиналось все четверть века назад с обещания, данного писательницей Ларисой Васильевой умирающему отцу - одному из создателей грозной военной машины Николаю Кучеренко, что напишет о нем книжку, где расскажет и об истории танка Т-34. Роман-воспоминание "Книга об отце" вышел в 1983 году. С тех пор в адрес писательницы со всей страны приходят письма, бандероли и посылки от бывших танкостроителей и фронтовиков-танкистов с воспоминаниями, личными вещами военной поры, чертежами и другими документами. Живых свидетельств тех давних событий собралось на удивление много, и 2 мая 1985 года на своей летней даче Васильева открывает первую бесплатную экспозицию. В тот день собралось около 500 человек, и в доме провалился не выдержавший нагрузки пол.
- Когда у британского премьер-министра Черчилля в 1945 году спросили, какое оружие второй мировой войны он считает лучшим, - рассказывает Лариса Николаевна, - он ответил: "Английская линейная пушка, немецкий самолет "Мессершмитт" и советский танк Т-34. Но если о первых двух мне известно все, то я никак не могу понять, кто и как создал чудо-танк". В своем музее мы решили приподнять завесу над этой тайной, во всех мелочах воссоздавая историю появления Т-34: от робких разработок, профинансированных еще царем Николаем II, и первых танков Страны советов типа "Борец за свободу товарищ Ленин" до напичканного электроникой Т-90С, который хотели бы иметь на вооружении армии многих стран мира. В 30 - 40-е годы в Советском Союзе не было ни одного сугубо танкового завода, а вся конструкторская разработка велась на базах крупных гражданских предприятий. Один из прорывов в развитии советского танкостроения произошел на Харьковском паровозостроительном заводе имени Коминтерна.
...Среди множества точных моделей танков с подробным описанием их технических характеристик - материалы о его создателях. Вот рабочий стол со всем чертежным оборудованием инженера-дизелиста Афанасия Фирсова, учившегося и многие годы проработавшего на немецких военных предприятиях. Он пришел в конструкторское бюро харьковского завода в 1931 году. Но через пять лет попал в печально знаменитый процесс Промпартии (инженеров-вредителей) и в 1937 году был расстрелян...
На посту главного конструктора Фирсова заменил Михаил Кошкин, талантливый организатор, сумевший убедить Сталина в преимуществах гусеничной модели танка перед колесной. И за шесть лет руководства КБ не давал "посадить" ни одного своего подчиненного. В марте 1940 года во время перехода двух экспериментальных танков из Харькова в Москву он тяжело заболел и вскоре умер. К сожалению, о Кошкине среди экспонатов музея напоминают лишь его профсоюзный билет да именная карточка-пропуск в Кремль.
Николай Кучеренко вместе с инженером Александром Морозовым принял у Кошкина конструкторское бюро. Под стеклом личные вещи конструктора: офицерский ремень, планшет, вышитая украинская рубаха...
Гитлер узнал о существовании Т-34 только на третий день после нападения на СССР. Вопреки уговорам советников он приказал повернуть победно шедшую по летним дорогам на Москву танковую армию Гудериана: "Харьков важнее, чем Москва". Однако 40 эшелонов с оборудованием и танкостроителями уже эвакуировались из Украины на Урал, и ударная армада немцев только потеряла время.
Тема эвакуации в экспозиции -лорнет, веер и другие бесполезные в военное время предметы. Люди брали их с собой в полной уверенности, что скоро вернутся. Среди экспонатов музея есть газета "Труд" военной поры, писавшая о том, как на Урале за полтора месяца сумели наладить выпуск танков для фронта.
Широко представлена история жизни маршала бронетанковых войск Михаила Катукова. Еще будучи комбригом в сражении под Мценском, он сумел с 48 Т-34 остановить более полутысячи танков немецкого генерала Гудериана.
На Т-34 воевали и поэт, автор строк "Его зарыли в шар земной" Сергей Орлов, и будущий главный конструктор танков послевоенного поколения Леонид Карцев...
Лариса Васильева признается, что с распадом Советского Союза к ней зачастили коллекционеры из Америки и Германии с предложениями продать весь музей за "любые деньги". "Но я как представила себе, что бы на это сказал мой батя, - вспоминает писательница, - так даже и подумать о такой сделке не могла".
К осени 2000 года возникла необходимость уже в большом музейном помещении. С новым адресом не колебались. Напротив дачи Васильевой пустовал клочок земли: именно отсюда 6 декабря 1941 года в контрнаступление пошел первый батальон "тридцатьчетверок".
Идею создания музейного комплекса поддержало руководство города Лобни. Первый взнос на строительство внесло правительство Москвы, потом к делу подключился губернатор Подмосковья Борис Громов.
Пять "тэшек" послевоенных моделей для уличной экспозиции переданы на хранение Главным автобронетанковым управлением Минобороны РФ. Одна "тридцатьчетверка" 1942 года выпуска подарена Московским физико-техническим институтом.