Ваше Высокопреосвященство! Что заключает в себе понятие "Священное Предание Церкви"?
Ваше Высокопреосвященство! Что заключает в себе понятие "Священное Предание Церкви"?
(Иван Гармаш, Ставрополь).
- В Священное Предание Церкви входит Священное Писание и принятое Церковью святоотеческое его толкование. Так что Предание, как и любое согласованное мнение святых отцов, -это своего рода святоотеческий консенсус, святоотеческое соглашение, касающееся и основ христианской нравственности, и основ нашей богослужебной жизни. Итак, Предание есть совокупность вероучительных и нравоучительных истин, которые через святых апостолов приняты и сохраняются Церковью и развиваются применительно к тем проблемам, с которыми сталкивается Церковь, и в ответ на вызовы времени.
Иначе говоря, Предание - это благодатный поток веры и жизни в лоне Церкви. И этот поток является нормативным, ибо Предание - это норма веры. Я не раз говорил об этом и еще раз хочу подчеркнуть, потому что чаще всего, к сожалению, мы об этом не говорим даже в духовных школах. Вера имеет такое измерение, как норма. И всякий отход от Предания означает нарушение нормы веры, или, говоря кратко, ересь. Православие - это то, что соответствует Преданию, а ересь - это то, что Преданию не соответствует.
Могут ли, и каким образом, стать православными представители иных конфессий или сектантских структур?
(Зинаида Д-ва, Архангельская обл.).
- Существует три чина присоединения к Православной Церкви: через Крещение, через Миропомазание, через Покаяние. Их наличие показывает, что Православная Церковь подходит к инославным конфессиям дифференцированно. Критерием является степень сохранности веры, строя Церкви и норм духовной христианской жизни.
Первый чин предполагает присоединение к Православию через Крещение - если присоединяют нехристианина - мусульманина, буддиста, сектанта (например, бывшего мунита, свидетеля Иеговы или сайентолога).
Если к Православию присоединяется протестант, крещенный своей церковью во имя Отца и Сына, и Святого Духа, то присоединение происходит не через Крещение, а через Миропомазание. Ибо через таинство Миропомазания совершается личная Пятидесятница над этим человеком, и ему сообщается дар Святого Духа.
Если присоединяется к Церкви старообрядец поповского согласия или католик, то над ним не совершают ни таинства Крещения, ни таинства Миропомазания, но приводят к Покаянию. Это предполагает, что человек заблуждался, пребывая в ином церковном общении, что вероучение этого церковного сообщества не в полной мере соответствует вероучению Православной Церкви, но одновременно чин присоединения через Покаяние свидетельствует о признании Православной Церковью действенности таинств Крещения и Миропомазания как у старообрядцев, так и у католиков.
Уважаемый Владыко! Мне не понаслышке известно, что при решении жизненно важных вопросов верующие молодые люди иногда испытывают давление со стороны некоторых священников. Как поступать, чтобы, с одной стороны, не впасть в своеволие, а с другой - не искалечить себе жизнь исполнением явно неприемлемых благословений?
(Геннадий Артеменко, Москва).
- Такая ситуация - большая беда, связанная с достаточно широким распространением недобросовестного и некомпетентного духовничества. Когда пастырь переступает границы своего церковного послушания, он и сам тяжко согрешает, навлекая на себя гнев Божий, и своих чад может искалечить духовно. Об этом ясно сказано в принятом в декабре 1998 года Определении Священного Синода о духовничестве. Тогда Священноначалие Церкви напомнило духовникам, что "они призваны помогать своим пасомым советом и любовью, не нарушая при этом богоданную свободу каждого христианина".
Не следует переносить на отношения мирянина со священником тот образец беспрекословного послушания, который возможен лишь в монастыре, во взаимоотношениях между послушником и его старцем. Синод указал, в частности, что совершенно недопустимо для пастырей "вмешиваться в вопросы, связанные с выбором жениха или невесты кем-то из пасомых, за исключением случаев, когда пасомые просят конкретного совета". И, разумеется, столь же недопустимо настаивать на принятии монашества или священного сана "за послушание". Это в будущем может обернуться трагедией.
Как поступать, если подобное давление все же имеет место? Об этом в том же Определении сказано совершенно недвусмысленно: если духовник "превысил данную ему Богом власть "вязать и решить", надо обращаться к правящему архиерею".