ЭКСМИССИЯ

Задолго до Рождества в Польше начали одаривать праздничным подаянием нищих, всякого рода убогих, бедняков. В благотворительной акции уже приняли участие около 50 тысяч человек, хоть чем-то поделившихся с обездоленными. А таковыми люди нередко становятся по воле государства и его законов.

Например, суд не отступил от буквы закона, когда принял решение о выселении из квартиры больного раком. Размеры пособия поставили человека перед выбором: внести задолженность по квартплате и умереть или купить лекарство и еще хоть немного пожить. Он выбрал второе и оказался на улице.
В Польше вовсю действует беспощадный закон об "эксмиссии", то есть принудительном выселении с занимаемой жилплощади. Людей выбрасывают на улицу не одиночками, не семьями - целыми "оптовыми партиями". По данным министерства юстиции, в прошлом году суды по представлению местных властей вынесли 21,5 тысячи решений о принудительном выселении. В первой половине этого года такая участь постигла 6100 семей, из них 4 тысячи буквально выброшены на улицу- не получили взамен даже комнатки в подвале.
Эта статистика охватывает кооперативное, коммунальное и ведомственное жилье, но не учитывает частных владений, хозяева которых не менее решительны, чем муниципальные власти. На улице Олимпийской в Варшаве новый владелец многоквартирного дома решил выселить пару семидесятилетних стариков. Они прожили там 30 лет, сами сделали кухню и ванную комнату, регулярно вносили квартплату. Но у хозяина появились другие виды на квартиру, и он предложил старикам взамен трущобное жилье с "удобствами" в коридоре, а чтобы пенсионеры были посговорчивее, отключил им воду. Старики упрямились до тех пор, пока в пять часов утра не пришел судебный исполнитель и не распорядился разбить дверь квартиры топорами. Пенсионеры нашли временный приют в больнице.
Инициаторы закона об "эксмиссии" объясняют, что его единственная задача - наведение порядка в оплате жилья. К тому же все находится в руках судов, а они, мол, выносят законные и справедливые решения. Нередко эта "справедливость" бывает вопиющей. В Люблине человек продал квартиру, в которой проживала его бывшая жена и трое детей. Они узнали об этом, получив распоряжение о выселении.
"Гуманизм" закона, утверждают его противники, заключается разве что в том, что выдворение производится в теплое время года - с 1 апреля по 1 октября. Это период слез, стонов, избиений дубинками, выломанных дверей, стрессов и инфарктов. Для выдворения людей привлекаются, как это было в варшавском районе Урсынов, большие силы полиции, подкрепляющие действия судебных приставов. Они буквально штурмуют квартиры непокорных жильцов. С подобным поведением полиции поляки не сталкивались со времени военного положения. Пытавшийся протестовать против беспощадных судебных мер депутат сейма Петр Иконович, который хотел остановить выселение одной варшавской семьи, в рукопашной схватке получил не один синяк, но, конечно, проиграл превосходящим силам полиции.
Людей, которые не в состоянии платить за квартиры, положено переселять в "социальные", т.е. дешевые, муниципальные дома, но в Польше их не строят, хотя по закону местные власти обязаны это делать. Однако они предпочитают расходовать средства на строительство жилья по высокому стандарту - его можно выгодно продать или сдать внаем.
Сегодня государство, увлеченное рыночной экономикой, охладело к социальной сфере - невзрачной Золушке мужающего капитализма.