В нашей семье все были безлошадными. Папа хоть и получил водительское удостоверение, но отношения с «жигуленком» у него как-то не сложились. В итоге от «железного коня» избавились, пока того не проела ржавчина. Так что когда я получила водительские корочки, мама то ли с гордостью, то ли с иронией (я так и не поняла) заявила: «Наконец-то в нашей семье появился шофер». Дело осталось за малым — купить автомобиль. Для меня это было сравнимо с покорением Эвереста — с риском для жизни и собственного кошелька.

Высочайшая вершина в мире — Эверест (или Джомолунгма) — вообще-то гиблое место. Здесь, в мире скал, снегов и вечного льда, лютуют морозы до минус 60°С, а на вершине ветры сквозят со скоростью до 200 км/ч. Прибавьте к этому нехватку кислорода, снежные лавины и: лучше останьтесь дома. На сегодняшний день Эверест покорили лишь немногим больше 4000 человек.

С покупкой машины куда проще. В России около 40 млн официально зарегистрированных легковушек. Причем, по данным аналитического агентства «Автостат», каждый второй автомобиль россияне покупают в кредит.

Почему кредиты «кусаются»

Можно, конечно, и накопить. Это самый безопасный вариант, ведь в этом случае рассчитываешь только на самого себя. Решил ежемесячно откладывать энную сумму — держи слово. Существенный минус в том, что копить, возможно, придется не одну пятилетку. Плюс инфляция, как моль, будет поедать накопления со скоростью 5-6% в год (это официальные цифры, я умножила бы их на два). Получается, ни машины, ни кайфа от жизни.

Кредит — другое дело. Ты получаешь «железного коня», который сразу компенсирует моральный ущерб от последующих выплат. Вот только какой кредит выбрать?

Можно взять потребительский кредит в банке. Стандартная ставка для потребительских кредитов — 14-17%. Такие кредиты обычно берут для покупки подержанных машин. Скажем, если взять 200-300 тысяч рублей, стандартные выплаты в месяц будут от 10 тысяч при сроке кредита три года.

Автокредит в банке — еще один вариант. Проценты здесь поменьше — примерно 5-11% в зависимости от срока кредита и первоначального взноса. Если попадаете в программу государственного автокредитования — и вовсе 5-8%. Эта программа заработала с 2009 года и с тех пор заметно приблизилась к народу. Во-первых, увеличилась стоимость автомобиля, который можно взять в кредит — с первоначальных 350 тысяч рублей (за которые приличную машину не купишь) до 750 тысяч рублей.

Во-вторых, уменьшился размер первоначального взноса: теперь требуется внести всего 15% от стоимости авто вместо 30%, установленных раньше. И если автомобиль стоит около 600 тысяч, то первоначальный взнос составит примерно 90 тысяч рублей. Вполне подъемная сумма для человека, для которого машина не роскошь, а средство передвижения.

В-третьих, расширился список автомобилей: как иномарок, так и отечественных, которые можно купить по этой программе. Получить ссуду на покупку автомобиля предлагают многие крупные банки.

Однако здесь нужно иметь в виду, что до тех пор, пока автовладелец не погасит кредит, машина является собственностью банка, а потому банк (обычно это прописано в договоре) предлагает КАСКО по самой высокой ставке. Для начинающего водителя со стажем один-два года (не падайте в обморок) — от 40-80 тысяч рублей ежегодно. И это та сумма, которую нужно заплатить в обязательном порядке при оформлении кредита и потом выплачивать ежегодно.

Существуют также кредитные карты. Но ими выгодно оплачивать товары и услуги, а снимать наличные выходит себе дороже. Между тем некоторые дилеры не принимают к оплате кредитные карты. Так что этот момент нужно уточнять заранее.

Голый расклад

Наконец, можно взять автомобиль в кредит у самого дилера. Этот вариант показался мне наиболее подходящим, и мы с подругой отправились на разведку. Один из минусов большинства больших автосалонов — они расположены у черта на рогах. А по соседству с ними, как правило, есть загончик для бэушных машин. Видно, это такой маркетинговый ход, чтобы поддержать клиента.

Заходим в просторный офис. Милая девушка отдает нас в заботливые руки менеджера Андрея. И начинается нехитрая игра: как развести клиента на деньги. Думаю, не имеет смысла называть марку автомобиля, который я себе присмотрела. Тем более что после долгих поисков я убедилась, что не существует идеальных моделей, каждый выбирает автомобиль под себя. И у самого навороченного внедорожника, и у простенького «уазика» найдутся свои поклонники.

Вот и я присмотрела себе бюджетный автомобиль, хетчбэк, стоимостью 400-500 тысяч рублей.

Расклад такой: «голый» автомобиль стоит около 360 тысяч. Эта сумма обычно фигурирует на сайтах, и под нее расписывают проценты по кредиту. Но это как каша из топора. Никто машину в той самой, нулевой, комплектации не продает. Всегда имеются дополнительные опции, а менеджеры — хорошие психологи, которые знают болевые точки клиента. Вот список самых популярных дополнений, которые рекомендуют приобрести: кондиционер (25-30 тысяч рублей), гидроусилитель руля (10-13 тысяч), антиблокировочная система тормозов ABS (19 тысяч), покраска, если вас не устраивает белый цвет авто (6 тысяч), аудиосистема (7-9 тысяч). Итого набегает на 60 тысяч рублей. Если добавить мелочевку: противотуманные фары, брызговики, резиновые уплотнители и прочую ерунду, — набежит еще около 5-10 тысяч.

Секретный договор

В общем, моя «голая» машинка стоимостью 360 тысяч рублей, «подрихтованная» велеречивым менеджером, на выходе стоила все 470 тысяч. Процент по кредитам при первоначальном взносе в 30% стоимости (это около 140 тысяч рублей) получался примерно 6. Таким образом, в месяц нужно было выплачивать 10 тысяч рублей с хвостиком.

«А кредитный договор можно прочитать?» — поинтересовалась я. «Конечно, — ответил любезный юноша. — Оформите предоплату, и банк под вас сделает все расчеты». «Не соглашайся, — зашипела мне в ухо подруга. — Если там есть пункт, что банк вправе изменить процент по кредиту, не увидишь потом машины».

Идем в другой салон.

«Девушка, у нас действует акция: при первоначальном взносе в 50% остальная сумма идет в рассрочку».

Прямо по Станиславскому: «Не верю».

«Что, прямо вот вся сумма в рассрочку и никаких расходов сверху?» — задаю вопрос в лоб. Юноша замялся: «Ничего лишнего мы вам не предложим, но в договоре написано, что мы можем предложить вам приобрести оборудование на сумму, не превышающую 20% от стоимости машины».

«А на договор-то можно взглянуть?» — «Когда оформите предоплату».

В третий салон я не пошла, пока коплю деньги. А тем временем разместила на сайте в соцсетях объявление: «Приму в дар симпатичную машинку, иномарку, трехлетку. Взамен научу крутить роллы или фуэте, рисовать витражными красками, рассаживать орхидеи, танцевать мазурку или рок-н-ролл». Вдруг сработает?!

P. S. Опытные покупатели наверняка знают еще множество подводных камней, которые могут осложнить покупку авто. А также знают хитрости, которые помогают новичкам в этом трудном деле. Свои советы присылайте автору по адресу: vikk.06@mail. ru

Наша справка

Число автовладельцев в России в последние годы постоянно увеличивалось, однако с весны 2012 года рынок перестал расти, отмечает ВЦИОМ. Так, если в 2006 году о наличии автомобиля (одного или более) в семье заявили 37% опрошенных граждан, осенью 2010 года — 43%, то к весне 2012 года — уже 47%.

Между тем с весны прошлого года количество автовладельцев перестало увеличиваться, и к марту 2013 года оно составляет все те же 47%.

Россияне все чаще предпочитают покупать авто в кредит. За последние пять лет доля автокредита в покупках увеличилась с 30 до 53%. Покупку автомобиля за полную стоимость из собственных средств предпочли 32% опрошенных. В марте 2013 года среднестатистический россиянин был готов потратить на приобретение отечественной машины около 450 тысяч рублей, на приобретение иномарки — 600 тысяч рублей.

Цифры

Самой популярной иномаркой в России является Toyota (сегодня зарегистрировано около 3 млн автомобилей). Кроме того, в десятку самых распространенных машин иностранных марок попали: Nissan (1,36 млн), Chevrolet (1,05 млн), Ford (1,02 млн), Hyundai (916 тысяч), Mitsubishi (851 тысяча), Volkswagen (805 тысяч), Renault (685 тысяч), Honda (656 тысяч) и Opel (647 тысяч).

По информации аналитического агентства «Автостат».