На фоне экономического спада "Мосмартики" стали убыточны, сообщили "Труду" в пресс-службе ритейлера, поэтому компании пришлось скорректировать планы развития: "Сейчас нам интереснее приобретать крупные магазины, поскольку "Мосмарт" всегда развивался в формате гипермаркетов, - рассказал PR-директор компании Евгений Сухарников. - Магазины "у дома" были для нас "непрофильным" активом. Проект "Мосмартики" оставался бы актуальным и рентабельным в случае, если бы мы успели открыть как минимум 200 магазинов по России и затем довести их число до 1000, однако сегодня их всего 54 в Москве и области".
С "малышами" ритейлер, скорее всего, расстанется без сожаления - в товарообороте компании на их долю приходится лишь 4%, в то время как гипермаркеты занимают порядка 70%. Крупные магазины компания продолжит открывать: до конца года будут открыты еще четыре. Именно туда, возможно, будет переведена часть персонала обреченных "Мосмартиков": "Мы не разбрасываемся кадрами, поэтому 172 сотрудника будут интегрированы в коллективы существующих магазинов крупного формата в Москве и области", - уверяет Евгений Сухарников. По его словам, порядка 70% персонала не являлись штатными сотрудниками.
"Мосмарт" не единственный ритейлер, поменявший из-за кризиса приоритеты развития. Однако его ближайшие конкуренты делают ставку как раз на магазины "у дома": скажем, Х5 Retail Group, владеющая сетями "Пятероч-ка", "Перекресток" и "Карусель", планирует открывать больше недорогих "Пятерочек", одновременно снижая темпы развития гипермаркетов. Так же аппетиты поумерил "Магнит" - в будущем году компания планирует открыть порядка 10 гипермаркетов вместо запланированных ранее 17.
По мнению руководителя отдела PR-группы компаний "Дикси" Ярослава Грекова, закрытие "Мосмартиков" никак не отразится на рынке: "Массово избавляться от "мелких" сетей ритейлеры не начнут. И потом, в Москве очень жесткая конкуренция, и там, где был "Мосмартик", наверняка есть еще несколько магазинов. Граждане начнут посещать их, поскольку потребительская лояльность к бренду в столице минимальная". "От того, что "малыши" закроются, деньги у "Мосмарта" не появятся, - считает президент Союза потребителей Петр Шелищ. - Скорее всего, речь идет о продаже сети, однако удастся ли это сделать, большой вопрос, поскольку покупателей бизнеса сегодня не так много".
Возможно, вскоре примеру "Мосмарта" последуют и другие ритейлеры, ведь гипермаркеты приносят куда больше прибыли, чем небольшие магазинчики.
ФОКУС "ТРУДА"
Сегодня компания "Мосмарт" владеет 83 магазинами по всей России: гипермаркетами "Мосмарт" (10 магазинов), дискаунтерами "Макси" (7 магазинов), супермаркетами "Мосмарт-экспресс" (12 магазинов), а также минимаркетами "Мосмартик" (54 магазина). По данным ритейлера, ежедневно каждый гипермаркет посещают 15 тыс. клиентов, 9 тыс. - макси-дискаунтер, 6 тыс. - экспресс.
Общая площадь всех 54 "Мосмартиков" составляет 10 127 кв. метров, в них представлено от 2,5 до 4 тыс. наименований товаров в зависимости от торговой площади магазина. Всего в сети "Мосмартик" трудятся 172 сотрудника, которые после закрытия торговых точек будут переведены в уже существующие магазины "Мосмарт".
ГЛАС НАРОДА
Тамара Викторовна, пенсионерка:
- Магазин раньше был хороший: богатый выбор и доступные цены, однако с наступлением кризиса стало хуже. То, что "Мосмартик" закрывается, меня расстраивает, потому что теперь мне придется искать другой магазин.
Светлана Николаевна, домохозяйка:
- "Мосмартик" - хороший магазин, однако сегодня я очень удивилась, увидев пустые полки. Сотрудники объяснили мне, что идет инвентаризация, однако я не сомневаюсь, что до магазина добрался кризис. Если "Мосмартик" закроют, я буду искать другой магазин.
Алексей, служащий:
- Я хожу в этот магазин потому, что он дешевле других и расположен рядом. Но мне кажется, "Мосмартик" не закроют, на нем просто поменяется вывеска. Если "Мосмартика" все-таки больше не будет, я начну ездить в "Ашан" и покупать продукты сразу на неделю.