ОЛЕГ БАСИЛАШВИЛИ: Я СЛЫШУ ГОЛОС ИЗ КОСМОСА

Народный артист СССР Олег Басилашвили, давно, казалось бы, переставший играть в политические игры, недавно вновь напомнил о себе как о политическом трибуне, подписав открытое письмо президенту России с просьбой не выдвигаться на третий срок. Нашему корреспонденту удалось, посетив Большой драматический театр, где артист репетирует возобновляемый спектакль "Квартет", побеседовать со знаменитым артистом о наболевшем - и в актерском деле, и вне его.

- Олег Валерианович, что заставило вас возобновить спектакль, в котором играл покойный Кирилл Лавров?
- Несмотря на трагическую кончину Кирилла Юрьевича, от которой мы до сих пор не оправились, нам показалось, что этот спектакль должен жить - хотя бы в память о нем. И поэтому ввели на роль, которую исполнял Лавров, Валерия Ивченко. С "Квартетом" мы объехали Россию, Западную Европу, были и на Востоке, и всюду нас встречали душевно и тепло. Спектакль, рассказывающий о четырех в прошлом знаменитых оперных певцах, живущих в доме престарелых, но по-прежнему мечтающих о сцене, волнует зрителей.
- И молодежь в том числе?
- А разве молодежь бесчувственна? Я не делю зрителей по возрасту. Я их делю по другому признаку: на умеющих сострадать и не умеющих. К примеру, замечал: когда мы приезжаем в русскую глубинку, первое представление идет как-то со скрипом. Особенно туга на реакцию первая треть партера - она будто каменная, эмоциональный отклик начинает идти с последних рядов и верхних ярусов. И я понял почему. Да потому что VIP-места занимают руководители города, для которых престижно побывать на гастролях БДТ, но главное для них не спектаклем насладиться, а посмотреть, в каком ряду сидит Иван Иванович. Если в пятом, а я, дескать, в третьем, значит, его ценят меньше, чем меня... А вот на втором спектакле, когда уже никого из этой "братии" в зале нет, начинается живое общение со зрителями, и я чувствую, как вольтова дуга перекидывается со сцены в зал и обратно.
- В репертуаре БДТ, помимо этой постановки, у вас только два спектакля - "Калифорнийская сюита" и "Копенгаген". Не мало ли для актера такой величины?
- Вполне достаточно. Мне уже не 20 и не 30 лет, свои силы я должен правильно распределять. Очень рад, что "Калифорнийская сюита", которую мы играем с Алисой Фрейндлих, идет девятый год и не теряет своей импровизационной живости.
- Олег Валерианович, вы одним из первых стали играть в антрепризах. Случаем, не разочаровались в подобных предприятиях?
- Когда я начал ездить в Москву для участия в антрепризах Михаила Козакова и Леонида Трушкина, большинство коллег смотрели на меня как на безумца. А я говорил им: ну чего вы ждете? Никто, кроме вас самих, вам не поможет, поскольку власть о культуре вспоминает в самую последнюю очередь. Сегодня я знаю многих актеров, которые ушли из стационарного театра и работают только в антрепризе, и это совсем не значит, что они халтурят. Это в прошлом было невозможно, чтобы актер сыграл роль на другой сцене - такой поступок расценивался чуть ли не как измена. Я, например, не мог уйти от Георгия Товстоногова, потому что он выпестовал нас, мы были его дети, а своих воспитателей бросать нельзя.
- А сейчас вы бы пошли играть в другой театр? К тому же Льву Додину, творческий почерк которого близок БДТ?
- Мне предлагали роли в других театрах, но я очень трудно схожусь с людьми: опять зажмусь, буду нервничать, куда уж мне...
- Но кинематографом не брезгуете! Не так давно мы наблюдали вас в "Мастере и Маргарите". Сбылись ли ваши надежды, связанные с этой работой?
- В целом да. То, что сделал режиссер Владимир Бортко, по-моему, подвиг, ибо передать на экране дух романа Булгакова непросто. Мне кажется, этот дух схвачен, при этом Бортко не стал впрямую следовать букве текста. Взять хотя бы моего Воланда: если дословно следовать первоисточнику, то один глаз у него должен быть черным, другой - зеленым, зубы - платиновыми, шляпа - с пером. Но если такого персонажа показать на экране, это будет выглядеть балаганом, дешевой американской страшилкой. А у Бортко Воланд - внешне нормальный человек, только немного прихрамывающий и странно одетый для лета: в черном костюме, перчатках. Говорит с акцентом, похож на иностранца. И лишь потом зритель разглядывает в нем посланца иного мира.
- А с психологической точки зрения не страшно было погружаться в этот образ?
- Нет. А что тут страшного? Воланд же не сатана. На самом деле он совершает благо. А если и творит жестокость, то лишь в качестве кары за зло. Он уничтожил Берлиоза за то, что тот травил Мастера, как в реальной жизни какой-нибудь Емельян Ярославский или Демьян Бедный травили истинно талантливых русских писателей. Через сомнение просветил душу одаренного, но необразованного поэта Бездомного, который в итоге стал профессором истории. Напугал до смерти прохиндея Лиходеева и всю его компанию, а Мастеру и Маргарите за их страдания даровал покой. Что тут демонического? Ну а с каким юмором он продемонстрировал москвичам, что атеистическое учение Маркса и Ленина вовсе не всесильно, что есть высшая сила, подчиняющая себе все и вся!
- Олег Валерианович, а вы верите в высшие силы, в судьбу?
- Конечно. Часто думаю: зачем люди приходят на этот свет? Ведь не только для того, чтобы оставить потомство... Недавно я разговаривал с одним очень крупным физиком. Так он сказал: чем больше я занимаюсь наукой, тем сильнее верую в божественное происхождение человека. Он пришел к выводу, что рядом с нами существует несколько параллельных миров. И они иногда взаимодействуют друг с другом, и всеми ими управляет высший разум.
- Кто же тогда человек - слуга Бога?
- Не слуга, а сын. К сожалению, мало кто об этом думает. Не хочу сказать, что я ближе других к Богу. Я грешен, как и все. Только хочу напомнить, что у великого актера Михаила Чехова была теория, согласно которой некоторые представители искусства ловят голос космоса. Да и Владимир Маяковский говорил: поэт слышит гул Вселенной и пытается записать его в стихах. Конечно, актеры не поэты, но творческое озарение знакомо и нам, и оно, мы верим, приходит свыше.
- Или, если перевести наш возвышенный разговор в более шутливое русло, сверху, то есть "С потолка", пользуясь названием вашей телевизионной передачи. Как она возникла?
- Я очень остро почувствовал, что наступает новое время. С другими ориентирами, мировоззрением. Я понимал, что общество неизбежно должно пройти искус прагматизма, когда все кинутся зарабатывать деньги. И решил: надо сделать все, чтобы не оборвалась серебряная нить культуры, сохранились художественные традиции. Именно поэтому я стал рассказывать с телеэкрана истории о БДТ - драматичные, смешные, грустные... Для меня это к тому же и святой долг перед ушедшими товарищами, с которыми столько пудов соли съедено.
- На заре перестройки вы очень активно занимались политикой, но потом отошли от этой деятельности. Выходит, нельзя два театра - политический и художественный - тянуть одновременно?
- Как мне кажется, политика и театр принципиально различны, поскольку в театре главное - игра, а в политике - искренность.
- Ну удивили, Олег Валерианович! Где это вы видели искренних политиков?
- Я имею в виду, конечно, истинно великих политических деятелей - таких единицы. Прежде всего это Борис Николаевич Ельцин - человек, рожденный с устремлением к демократии. Когда я был участником Съезда народных депутатов Российской Федерации, то усвоил одно: в том состоянии, в котором жила советская Россия, насквозь пропитанная фальшивыми идеями, она бы долго не протянула. Сейчас очень модно говорить, что при Ельцине шло только разрушение. Вранье! Это большевики довели Россию до ее позорного состояния. Нам пришлось поднимать страну с колен. Мы лишили коммунистическую партию исключительного права на власть, ввели частную собственность, средства массовой информации получили свободу. Мне казалось, строительство новой России вот-вот пойдет вперед семимильными шагами. Но на самом деле мы лишь сказали "а", а "б" - уже нет, не говоря об остальных буквах алфавита. Когда Анатолий Собчак предложил мне вместе с ним и Святославом Федоровым возглавить партию РДДР в Госдуму первого созыва, то мы не собрали нужного количества голосов и провалились. Я тогда подумал: наверное, для строительства нового государства такие люди, как я, не нужны. Митинговый этап прошел, теперь в цене профессионалы. Поэтому я отошел в сторону, чтобы дать дорогу специалистам, наивно полагая, что они будут продолжать реформы дальше. Но я в них сильно ошибся.
- А как вы восприняли недавнюю "Прямую линию" президента?
- У меня от этого политического шоу осталось странное впечатление. С одной стороны, должен ли президент разговаривать с народом? Обязан. С другой, надо ли заранее готовить вопросы, чтобы президенту легче было отвечать? Безусловно, нет. Меня также смутила некоторая декларативность передачи. Путин все правильно говорил - и про то, что надо повышать уровень жизни населения, и про армию, и про губернаторов, которые обязаны исполнять свой долг... Все верно - но только какие общественные механизмы это обеспечат? Ведь до сих пор не создана система, которая бы железно заставляла бизнесмена работать, а не воровать, губернатора - не злоупотреблять своим служебным положением. Почему этой системы нет? Но еще большие проблемы возникнут, если Путин согласится пойти на третий срок, к чему его призывают многие, в том числе некоторые деятели культуры. Если это случится, то Конституция будет порушена и беззаконие в который раз восторжествует. Я категорически против этого, каким бы замечательным политиком ни был наш питерский Путин.