СООБРАЗИЛИ НА ТРОИХ

К самому спорному для Евросоюза российско-германскому проекту строительства газопровода Nord Stream по дну Балтийского моря присоединились Нидерланды.

Вчера в Кремле в присутствии президента России Владимира Путина и премьер-министра Нидерландов Яна Петера Балкененде было подписано соглашение о присоединении к проекту Nord Stream голландской газовой компании Gasunie. Тем самым двусторонний российско-германский проект фактически становится пан-европейским, а его противникам будет труднее чинить препятствия в прокладке 1200-километровой трубы по дну Балтийского моря.
Nord Stream (Северо-Европейский газопровод - СЕГ) до сих пор являлся совместным российско-германским проектом нашего Газпрома (51% акций оператора проекта) и немецких BASF и E.ON Energie (по 24,5% акций). Теперь немецкие партнеры должны будут передать голландской Gasunie по 4,5% своих акций Nord Stream. Российский Газпром остается владельцем контрольного пакета проекта, который должен обеспечить прямые поставки российского природного газа от Штокмановского месторождения в Западную Европу.
Строительство сухопутного участка этого газопровода (917 км) уже началось в декабре 2005 года, к прокладке трубы по дну Балтики - от российского Выборга до немецкого Грейфсвальда - планируется приступить в 2008 году. Первая нитка пропускной способностью 27,5 млрд. куб. м газа в год должна быть готова к октябрю 2010 года, вторая - в 2012 году. В итоге через СЕГ можно будет перекачивать 55 млрд. куб. м газа в год.
Для сравнения: через Украину в 2006 году Газпром перекачал в Западную Европу 113,8 млрд. куб. м газа, по белорусскому направлению - еще около 33 млрд. куб. м газа.
То есть транзитная зависимость России от наших западных братьев-славян сохраняется. Но появляется некоторая свобода маневра. Тем более потребность Европы в природном газе постоянно растет. По прогнозам Global Insight, за ближайшие 10 лет потребление газа Евросоюзом вырастет с 336 млрд. куб. м в 2005 году до 536 млрд. куб. м в 2015 году.
Однако против сооружения подводного трансбалтийского газопровода категорически возражают страны Балтии - Эстония, Латвия, Литва, Польша и примкнувшие к ним Финляндия и Швеция. Формально - по соображениям экологии: на дне Балтики лежат затопленные в конце войны химические бомбы и снаряды, начиненные боевыми отравляющими веществами. Фактически - по экономическим причинам. Ранее предполагалось строить третью "газовую дорогу" в Европу через Финляндию и Швецию, да и бывшие республики СССР надеялись стать странами-транзитерами, что дало бы им возможность потребовать для себя от Газпрома каких-то льгот или хотя бы денег за транзит. Ведь Украина за 2006 год заработала на транзите российского газа около 2 млрд. долларов.
Любопытно, что Эстония не только протестовала против прокладки СЕГ по балтийскому дну, но и отказала участникам проекта в исследовании морского участка своей экономической зоны - на предмет выявления возможных опасностей. В итоге трассу проложили в других секторах Балтики. А минувшим летом ее пришлось корректировать из-за Польши, которая требовала дополнительного экологического согласования проекта.
Теперь претензии предъявляет Швеция. Ее министр по вопросам охраны окружающей среды Андреас Карлгрен уже заявил, что маршрут Nord Stream в шведской экономической зоне Балтики и около острова Готланд проходит через ряд "проблемных и полных риска зон". А потому потребовал "полный качественный отчет, который представил бы возможные последствия для окружающей среды при данном маршруте прокладки в сравнении с экологическими последствиями для других возможных маршрутов..." Выполнение этого условия потребует от участников проекта дополнительных затрат - как минимум 30 млн. долларов. Но самое главное: Швеция может затормозить реализацию проекта на несколько лет.
Именно поэтому Россия так заинтересована в приобретении "политических друзей", заинтересованных в устранении дополнительных препятствий. Таким мощным союзником должны стать Нидерланды, которые будут получать газ через газотранспортную систему Германии. Аналогичные планы уже строит Чехия, которая тоже нуждается в стабильном обеспечении газом. Интерес к трубопроводу проявила Gaz de France.
В общем, борьба продолжается. Но союзников у нас становится все больше...