На фоне бодрых заявлений правительства о стабилизации экономики реальные доходы граждан продолжают снижаться
Россияне влезают в долги. К началу осени банковский рынок поставил рекорд: было выдано 2 млн кредитных карт. А еще перед началом учебного года банки выдали потребительских кредитов на сумму 1,1 трлн рублей. На фоне бодрых заявлений правительства о стабилизации экономики и дефляции реальные доходы граждан продолжают снижаться.
Людям сейчас приходится экономить на всем. Согласно результатам исследований, за последнее полугодие 53% граждан ради экономии перешли на более дешевые товары и услуги, 55% респондентов отложили планы на путешествия, 49% решили не тратиться на крупную бытовую технику и электронику. Тем не менее денег все равно не хватает. Вот результаты еще одного опроса: 59% россиян на свою зарплату сейчас могут покупать только продукты питания и самые необходимые вещи, а 21% признались, что им и на продукты не всегда хватает, надо занимать до получки. Откладывать деньги на отпуск или ремонт могут лишь 3% (!) опрошенных.
И хотя в июне были дополнительно проиндексированы на 10% пенсии неработающим пенсионерам, МРОТ и прожиточный минимум, даже такая прибавка не позволила вывести динамику доходов в плюс. Как считают экономисты, падение продолжится и в 2023 году.
Эта тенденция касается и представителей российского среднего класса. «Бедным помогает государство разного рода социальными выплатами, за богатых вообще не стоит беспокоиться, а вот средний класс страдает. Число бедных увеличивается как раз за счет тех представителей среднего класса, которые стремительно теряют в доходах», — констатирует главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев.
Чтобы удержаться на плаву, граждане вновь побежали за кредитами, и в банках этому рады: им надо восстанавливать свою доходную базу. Теперь банкиры готовы брать на себя больший риск после значительного ужесточения подходов к кандидатам, который наблюдался весной.
Однако возвращать долги заемщикам все сложнее. Еще летом эксперты отмечали, что просроченная задолженность по картам достигла исторического максимума. В июне количество кредиток с просрочкой превысило 3 млн, а общий объем просроченной задолженности по ним вырос до 183 млрд рублей. К концу года этот показатель может достигнуть 3,5 млн штук. С кредитами — аналогичная ситуация: за II квартал текущего года по всем видам кредитования число просроченных кредитов выросло на 40%, а просроченная задолженность по розничным кредитам превысила 1 трлн рублей.
Причем если раньше люди брали кредиты в основном на лечение, ремонт, образование или покупку бытовой техники и автомобиля, то теперь все чаще деньги нужны просто на жизнь. Или оплату ЖКХ (недавно Росстат сообщал о рекордной задолженности россиян перед ресурсоснабжающими и управляющими компаниями: в I квартале граждане задолжали за услуги ЖКХ 804 млрд рублей). Также россияне все чаще прибегают к новым заимствованиям, чтобы гасить уже имеющиеся долги. Теперь это самая частая причина для выдачи ссуд. В результате все больше народа оказывается в финансовой ловушке.
По итогам года рост уровня просроченной задолженности может составить 16-18% (годом ранее было 6%). То есть миллионы заемщиков будут не в состоянии вернуть долги банкам. На фоне роста закредитованности зафиксирован и всплеск самобанкротств — почти на 40% больше, чем годом ранее.
Финансовый аналитик, доктор экономических наук Константин Селянин считает эти цифры очень тревожными. Он отмечает, что очень важный показатель — это доля располагаемых доходов, которые домохозяйства тратят на обслуживание кредитов. Но Центробанк перестал публиковать такие данные. Даже если этот показатель остался на уровне 10-12%, то дело уже пахнет керосином. Значит, кредиты стали второй статьей расходов после налогов, опережая и расходы на услуги ЖКХ, и другие траты. Немало семей, где закредитованность составляет 50% и даже 80% от общих доходов. Люди при такой нагрузке просто перестанут платить, и к концу года может случиться коллапс, предупреждает эксперт.