
Экспрессионизм — явление бунтарское, а в России бунтарей среди живописцев хватало во все времена. И теперь у нас есть возможность впервые во всей полноте и красе увидеть и оценить явление под названием «Экспрессионизм в русском искусстве». Выставка с таким названием открылась в корпусе Бенуа Русского музея. На суд зрителей представлено 250 произведений живописи, графики и скульптуры 1900-1930 годов. Кстати, петербургское событие совпало с вернисажем в Третьяковке работ Михаила Ларионова — одного из организаторов выставки «Ослиный хвост», наделавшей в начале 1910-х немало шуму в обеих российских столицах. Двойной праздник!
«Экспрессионисты в таком количестве никогда не показывались», — говорит Евгения Петрова, замдиректора Русского музея.
Здесь работы почти всех мастеров той вздыбленной эпохи — как знаменитых на весь мир, так и подзабытых. Среди последних, например, Петр Осолодков. Прожил всего 44 года, погиб от голода в блокадном Ленинграде. Работал швейным подмастерьем, оформлял к праздникам городские площади, сотрудничал с издательствами. И писал — крас-ками, гуашью, тушью. А сегодня на выставке его работы рядом с Кандинским и Борисом Григорьевым, Кончаловским и Петровым-Водкиным, Дейнекой, Филоновым, Малевичем, Шагалом...
Марк Шагал в корпусе Бенуа встречает черно-белыми гравюрами и парой колоритных полотен («Еврей в красном» (на фото), «Отец и бабушка») 1914-1915 годов. Первая мировая война началась, но в его одиноко сидящем «Еврее» — отражение предстоящего революционного пожара и боль неизбежных потерь.
А вот очень талантливая Елена Гуро, больше известная как поэт Серебряного века. Но была она еще и самобытным мастером кисти. И теперь к ее «Скандинавской царевне» выстраивается целая очередь...
Все работы на этой выставке — из собрания Русского музея, ни одной пришлой. В очередной раз удивляешься, как богата эта музейная коллекция и как щедра на «открытия чудные».
Продлится выставка до 19 ноября. А через год нам обещано продолжение. Оно будет посвящено экспрессионистам второй половины ХХ века.