Ровно полвека назад, 6 октября 1967 года, принял последний бой во главе партизанского отряда Че Гевара. У команданте не получилось зажечь костер революции на континенте, но своим идеям он остался верен до конца. И по сей день образ этого революционера-романтика популярен в разных концах планеты. Почему?
Леонид Калашников, глава комитета Госдумы по делам СНГ (КПРФ)
— У каждого времени свои герои, но у Че Гевары получилось стать героем нескольких поколений. Он символ борьбы за социальную справедливость, за права и свободы. А эта борьба была всегда и будет продолжаться.
Борис Кагарлицкий, директор ИГСО
— Че Гевару убили дважды: сначала в Боливии, а потом когда превратили в бренд. Это мешает понять его как революционного теоретика и практика. Парадоксально: действия Че Гевары не развивали его теоретические прозрения, а даже компрометировали их. Так, его концепция революционной войны недооценена и дискредитирована. Трагической неудачей закончилась боливийская эпопея, когда Че пытался реализовать свои же идеи на практике. В гражданских условиях он проявил себя никудышно, как чиновник он не состоялся. Его стезя — революционная борьба.
Леонид Ивашов, президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник
— Че Гевара — это пассионарий, активный борец за справедливость. Идеология тут лишь инструмент. Как и многие представители латиноамериканских стран, Че прекрасно видел притязания США на регион и не питал иллюзий про северного соседа.
Константин Крылов, публицист, лидер Национально-демократический партии
— Че Гевара не остался на Кубе после революции, поскольку не видел себя в русле мирного строительства. Это подкупает. Но разводишь руками, глядя на итоги деятельности революционеров. Куба — бедная страна, качество жизни там оставляет желать лучшего. Вывод: благими намерениями вымощена дорога известно куда. Всем новым Че Геварам следовало бы посоветовать идти другим путем. И тут важно сохранить память о команданте, чтобы все видели, к чему могут привести самые чистые намерения.
Сергей Шаргунов, писатель, депутат Государственной думы
— Миром движут романтика и жажда справедливости. Отсюда образ Че Гевары на футболках молодых людей. Сам Че напоминает героев «Овода» Войнич или «Что делать» Чернышевского. Им двигало желание жертвовать собой во имя общего блага. Известна история, как он возглавил Национальный банк Кубы. Фидель Кастро спросил собравшихся соратников: кто здесь экономист? А ему послышалось — коммунист. И он вскочил... Потрясающе держался на расстреле, улыбаясь палачам. Как наш поэт Николай Гумилев.
Навсегда останутся его прекрасные фотографии с нашим Ю.А. Гагариным. Они оба — символы мечты для всего человечества.
Андрей Кураев, протодиакон
— Я рос отчасти в окружении шестидесятников, где Че Гевара был героем. Сегодня я бы воздержался от такой оценки. Но напомню, что для советской интеллигенции он был значим как пример не зажравшегося партийца, настоящего коммуниста. Думаю, не без влияния идей Че Гевары чилийская католическая церковь, если не ошибаюсь, в 1972 году совершила потрясающий жест: публично отказалась от всей недвижимости и банковских авуаров в пользу народа. Пример, который некоторым организациям в нашей стране неплохо было бы взять на заметку.