Имя царицы Савской давно стало символом несметного богатства и обладания уникальными драгоценностями. Библейские главы про это читали, наверное, все. А вот кто из нас видел эти драгоценности? Ведь полумифическая царица жила без малого три тысячи лет назад в странах, которые и сейчас мало доступны. В эти дни москвичи имеют редкий шанс увидеть легендарные реликвии воочию.
В московской библиотеке имени М.А. Волошина ЦБС ЦАО открывается выставка «Земля царицы Савской», посвященная искусству Южной Аравии и Эфиопии. Вещи из этого региона исключительно редки в России. Поражающие своей пышностью произведения ювелирного искусства, оружие, национальные костюмы, предметы быта, обереги происходят из собраний известных московских путешественников и исследователей восточного искусства Елены Лисовской, Андрея Ситникова и Ирины Попович.
«Образ царицы Савской вошел в историю мировой культуры, как одна из самых ярких легенд древности, — рассказал директор «Волошинки» Сергей Куприянов. — Впервые о ней говорит библейский текст. Почитательница Солнца и владычица страны Шеба, изобильной золотом и драгоценными благовониями, она прибывает ко двору царя Соломона, дабы удостовериться в мудрости знаменитого правителя, и оставляет в Иерусалиме невероятные дары».
Головной убор знатной женщины. Серебряный сплав, сердолик, стекло. Йемен. I-я пол. XX в.
В Коране и ряде средневековых преданий царица Савская известна под именем Билкис. Она — владычица страны, полной сокровищ. «Повелитель духов» Соломон узнает о ней от птицы, которая соглашается отнести могущественной царице письмо с приглашением прибыть.
«Йемен и Эфиопия труднодоступны, — отметила куратор проекта, исследователь декоративно-прикладного искусства стран Востока Елена Лисовская. — В этих странах нет туризма в общепринятом смысле слова. Притом они обладают уникальными сокровищами, природой непередаваемой красоты, сохранившейся традиционной культурой. Собирать коллекцию было непросто, но удивительно интересно. Представьте себе мои эмоции, когда я держу в руках старинные одеяния, на которых йеменские мастерицы вышили серебром тайные знаки и символы защиты, восходящие к древнейшим образцам! А чего стоят тончайшие серебряные браслеты, подвески и роскошный головной убор, богато украшенный священным сердоликом...».
Предание о царице Савской сохранилось и в Эфиопии. Здесь у царицы другое имя — Македа, т.е. «огненная». Считается, что она родила от Соломона сына — Менелика I, легендарного основателя династии эфиопских монархов. По мнению исследователя Андрея Ситникова, который многие годы провел в Эфиопии, наследие этой культуры почти неизвестно в Европе и многие произведения искусства, тексты и элементы обрядовой культуры все еще ждут своего исследователя.
Свадебное нагрудное украшение. Серебро. Йемен. Сана.XIX в.
Кстати, легенда о царице Земли благовоний давно, с XIII века, укоренена и в русской культуре. Особенно образ невесты Соломона привлекал творцов Серебряного века — В. Иванова, А. Куприна, Н. Гумилева, И. Северянина... Думается, что некоммерческая выставка, которая продлится до середины ноября, откроет многим совершенно неизведанное пространство, в котором сердолик и кожа гиппопотама, рога антилоп и серебро, бронза и экзотическое дерево стали частью эффектной мозаики, рассказывающей не только о царице Савской, но и об удивительном таланте безвестных мастеров Востока.