Десять главных премьер нового театрального сезона

«Труд» расставляет акценты в московской театральной афише

1. «Мастерская Петра Фоменко»: «Русский человек на рандеву», премьера, 21 и 25 октября

«Мастерская» в последнее время прирастает актерами из придуманной Петром Фоменко стажерской группы. Молодые артисты разных школ и даже разных стран привносят свежую кровь и драйв в уже солидный театр и воскрешают его былой студийный дух. При этом стажерские спектакли «Рыжий», «Сказки Арденн-ского леса» и «Алиса в Зазеркалье» пользуются не меньшей популярностью, чем постановки с участием старших «фоменок». В этом году «фоменки» нового призыва репетируют тургеневские «Вешние воды» под руководством Евгения Каменьковича. Спектакль про слабохарактерного влюбленного будет называться «Русский человек на рандеву».

Старшее поколение «фоменок» — Галина Тюнина, Мадлен Джабраилова, Кирилл Пирогов и Иван Поповски (на фото) — ставит «Театральный роман» Булгакова — лучшую книгу о закулисье всех времен и народов (премьера — в декабре). А Евгений Цыганов и Наталья Мартынова этюдным методом репетируют чеховскую «Даму с собачкой». Ее представят публике на «вечере проб и ошибок».

2. «Сатирикон»: «Маленькие трагедии», премьера, 18—20 октября

Виктор Рыжаков до последнего времени был известен в кругах «новой драмы» как постановщик пьес Ивана Вырыпаева «Кислород», «Бытие № 2», «Июль» и оставался как бы в тени этого неординарного драматурга. Но в прошлом году режиссер громко заявил о себе спектаклями «Прокляты и убиты» по прозе Астафьева в МХТ имени Чехова, а главное — «Пятью вечерами» в «Мастерской Петра Фоменко» — одной из лучших премьер сезона, где пьеса Володина была решительно вырвана из контекста советского быта и помещена в условное, будто нарисованное на картоне пространство. Судя по всему, та же судьба ждет и «Маленькие трагедии» в «Сатириконе». Виктора Рыжакова интересуют не реалии пушкинской эпохи, а вечные вопросы, волнующие людей во все времена. Для спектакля закуплено новейшее оборудование 3D-формата, создающее эффект киберпространства — технологической черной дыры, засасывающей в себя все, кроме человека. Сразиться с компьютерным монстром предстоит сборной актерской команде во главе с самим Константином Райкиным (на фото).

3. МХТ имени Чехова: «Письмовник», премьера, 22—23 октября

До сих пор инсценировать витиеватую, парадоксальную прозу одного из лучших сегодняшних писателей Михаила Шишкина удавалось лишь Евгению Каменьковичу, выпустившему в «Мастерской Петра Фоменко» блестящий спектакль «Самое важное». Но мхатовский педагог и режиссер Марина Брусникина тоже собаку съела на вдумчивых и кропотливых постановках современной прозы. И ее способ коллективного чтения текста как нельзя лучше подходит для романа, где главные герои, разделенные пространством и временем, ни разу не встречаются, а только пишут друг другу бесконечные письма. Роль юной Саши, ждущей своего любимого с войны, исполнит талантливая и подающая большие надежды Яна Гладких. В мхатовском «Дворянском гнезде» той же Марины Брусникиной она тонко и без фальши играет кисейную тургеневскую барышню в паре с Дмитрием Дюжевым, а в неординарных и дерзких «Пяти вечерах» у «фоменок» демонстрирует яркий эксцентрический дар. В «Письмовнике» ее партнером станет Александр Голубев, знакомый зрителям по фильмам «Курсанты», «Кандагар» и «Ликвидация». На большой сцене Кирилл Серебренников поставит «Зойкину квартиру» Булгакова, а на Новой сцене теперь поселится его «Седьмая студия» — актерско-режиссерский курс Школы-студии МХАТ, взорвавшей Москву своими остросоциальными «Отморозками».

4. Театр имени Пушкина: «Любовные письма», премьера, 7, 8 и 15 октября

Еще один эпистолярный роман представит зрителям Юлия Меньшова. Это, можно сказать, семейный проект. Известная актриса и телеведущая дебютирует в качестве режиссера и приготовила бенефис для своих родителей — Владимира Меньшова и Веры Алентовой, которая как раз готовится отметить свой юбилей. Знаменитая супружеская чета исполнит дуэтом пьесу американского драматурга Альберта Гурнея про мужчину и женщину, всю жизнь писавших друг другу письма. Ту самую, где взбалмошную художницу-бунтарку Мелиссу и респектабельного Энди когда-то играли Ольга Яковлева и Олег Табаков. Держать в напряжении зрительный зал, фактически не вставая с кресла, и передать любовную горячку, даже не встречаясь взглядами, — это высший пилотаж, доступный лишь настоящим профессионалам.

В начале февраля худрук театра Евгений Писарев выпустит комедию Эдуардо де Филиппо «Великая магия», где сам сыграет одну из ролей, а авангардный питерский режиссер Юрий Бутусов приступит к репетициям «Идиота» Достоевского. В конце сезона состоится премьера неизвест-ной пьесы Марка Твена, которую перевели как «Таланты и покойники». В главной роли — экс-солист группы «Smash!» Сергей Лазарев.

5. Театр Вахтангова: «Пристань», премьера, 13 ноября

К 90-летию Театра Вахтангова его художественный руководитель Римас Туминас готовит необычный сюрприз: в юбилейном спектакле под рабочим названием «Пристань» на сцену выйдут все корифеи прославленного театра и исполнят фрагменты тех ролей, о которых всегда мечтали. Юлия Борисова сыграет миллионершу Клару Цаханассьян из «Визита старой дамы», Владимир Симонов — Федю Протасова из «Живого трупа», Сергей Маковецкий — Ричарда III, Вячеслав Шалевич исполнит фрагмент из «Галилея», а Ирина Купченко и Евгений Князев — дуэт из «Филумены Мартурано». Василий Лановой будет читать Пушкина, Юрий Яковлев — Чехова. А старейшая актриса театра Галина Коновалова и молодые артисты инсценируют рассказ Бунина «Благосклонное участие».

Также в планах театра — интеллектуальная драматургия. Уже в октябре зрители смогут увидеть «Предательство» Гарольда Пинтера в постановке Владимира Мирзоева — спектакль, перенесенный в Вахтанговский из Театра Станиславского. В главных ролях — Максим Суханов и Андрей Мерзликин. А в конце ноября состоится премьера спектакля «Медея» по Жану Аную с участием Юлии Рутберг и Григория Антипенко.

6. «Современник»: «Горбунов и Горчаков», премьера, 14 и 17 октября

На «Другой сцене» «Современика» Евгений Каменькович ставит поэму Иосифа Бродского, написанную поэтом под впечатлением пребывания в психиатрической клинике, куда он был отправлен судом на медицинскую экспертизу. По трактовке Льва Лосева, Горбунов и Горчаков — это два человеческих начала, олицетворяющих два полушария мозга: одно отвечает за интуицию и воображение, другое — за речь и логическое мышление. И когда одно из них накрывает волной безумия, другое отчаянно цепляется за реальность. В «Современнике» светлую и темную стороны сознания будут олицетворять брутальный Артур Смольянинов и внук Олега Ефремова Никита, унаследовавший от деда самую обаятельную и солнечную улыбку.

Его отец Михаил Ефремов между тем репетирует вместе с Ольгой Дроздовой и приглашенным из «Ленкома» Дмитрием Певцовым пьесу Майкла Пэккера «Анархия» — историю о распавшейся панк-группе, о бывших бунтарях 70-х. Изюминка в том, что режиссером этой необычной музыкальной постановки станет известный рок-музыкант Гарик Сукачев. Премьера — в январе.

7. Театр имени Маяковского: «Месяц в деревне», 29—30 октября

В этом году взоры театральной публики с особым интересом обращены к «Маяковке», где художественным руководителем назначен молодой и талантливый Миндаугас Карбаускис: сможет ли он найти общий язык со звездной труппой и вернуть былую славу прозябающему последние годы театру? Новый худрук начал с беспроигрышного варианта, выбрав для постановки пьесу Островского «Таланты и поклонники», где будут заняты все зубры «Маяковки»: Светлана Немоляева, Игорь Костолевский, Михаил Филиппов и другие. Но премьера этого классического блокбастера состоится в январе. А в ближайшее время Александр Огарев выпустит тургеневский «Месяц в деревне» с участием Евгении Симоновой и продолжательницы знаменитой актерской династии Полины Лазаревой.

8. «Школа современной пьесы»: «Медведь», 14 и 27 октября

В историческом доме на Трубной режиссер Иосиф Райхельгауз и писатель Дмитрий Быков готовят политическую бомбу. Первая пьеса известного публициста, журналиста и плодовитого писателя продолжает линию его громкого социально-политического проекта «Поэт и гражданин». (Кто не в курсе, что это такое, загляните в интернет — найдете кучу острых и язвительных быковских стихов на злобу дня в блестящем исполнении Михаила Ефремова). Герой этого сатирического памфлета однажды утром обнаруживает в своей ванной медведя и вызывает МЧС. Постепенно его жизнь превращается в адский абсурд, потому что выясняется: из крана накапал символ национального возрождения! В пьесе появляется даже фантастический Бином — двухголовый руководитель страны. А необычные декорации сделаны из замороженной жидкости, которая к концу спектакля оттаивает и превращается в лужи нефти — нашего главного государственного достояния.

Евгений Гришковец, открытый для Москвы именно в «Школе современной пьесы», предложил театру новый проект под названием «Уроки литературы» — аллюзии и парафразы хрестоматийных текстов русской классики. Он же будет придумывать новые сюжеты для вечера актерских импровизаций «Своими словами».

9. Театр Наций: «Дон Кихот», премьера, 29—30 ноября

Театр Наций, долгое время скитавшийся по чужим сценам, наконец вернулся в реконструированное историческое здание театра Корша в Петровском переулке. Первой премьерой на сцене, торжественно открытой премьером Путиным, станет постановка питерского авангардиста Андрея Могучего. В его грандиозном «Дон Кихоте» печального рыцаря и борца с ветряными мельницами сыграет… Лия Ахеджакова. Нет сомнения, что этой удивительной актрисе по плечу любые роли, хотя в родном «Современнике» у нее давно не было новых работ.

Еще один козырь Театр Наций выложит в декабре. Радикальный немецкий режиссер Томас Остермайер поставит пьесу Стриндберга «Фрекен Жюли», где главные роли снова сыграет звездный дуэт — Чулпан Хаматова и Евгений Миронов. Билеты стоит приобрести заранее, потому что спектакль с таким составом просто обречен стать хитом сезона.

10. Молодежный театр: «Дон Кихот», 28—29 октября

Еще один спектакль по роману Сервантеса появится на сцене РАМТа. Режиссер Юрий Еремин взял за основу киносценарий Евгения Шварца, по которому в 1957 году был снят знаменитый фильм Козинцева. Конечно, эта постановка вряд ли сможет конкурировать с концептуальным «Дон Кихотом» Андрея Могучего, но зато наверняка порадует зрителей молодой энергией и драйвом: в спектакле будет много трюков, поединков и эффектных массовых сцен от мастера сцендвижения и фехтования Андрея Рыклина. Так что на этого «Дон Кихота» можно будет приходить всей семьей.

В конце декабря в РАМТе состоится юбилейный вечер, посвященный 90-летию бывшего Детского театра и 70-летию его художественного руководителя Алексея Бородина, который тоже готовит зрителям сюрприз — спектакль «Участь Электры» по трилогии Юджина О’Нила, которая прежде не ставилась в московских театрах. Премьера намечена на март 2012 года.

Культурные деньги

С приходом в столичное руководство команды Сергея Собянина укрепились связи между правительством Москвы и людьми творчества. Так, в 2011 году лауреатом Премии Москвы в номинации «Театральное искусство» стал режиссер-постановщик Театра юного зрителя Кама Гинкас. На недавней церемонии вручения этих премий мэр города подчеркнул, что развитие московской культуры — один из приоритетов правительства Москвы, которое оказывает поддержку различным ее направлениям, начиная от детского творчества и заканчивая проведением международных фестивалей. Кроме того, Москва активно участвует в реставрации, реконструкции и финансовой поддержке столичных театров, равно как музеев, музыкальных школ, и эта поддержка будет только расти.

Цифры