— Как вы думаете, Шекспир сказал: «Весь мир театр, и люди в нем актеры», — когда играл на сцене или сидел за письменным столом? И верно ли это изречение?
—
— По этой причине люди столько веков повторяют эту шекспировскую фразу, что она риторична?
— Люди играют, потому что очень беспомощны. Человек отвратительно приспособлен к судьбе, а посему уязвим. На чем держится медицина, не задумывались? Да, на том, что все мы, люди, — бракованный товар. Человечество всю жизнь только тем и занимается, что поправляет брак, как в общем, так и по отдельности. На себе испытываю это всю жизнь. Говорят, все беды — от нервов, только сифилис от удовольствия, позволю себе пошутить. Актер — такое же животное, как все остальные.
— Накануне своего юбилея нельзя так часто вспоминать врачей и думать о болезнях. Ведь шоу должно продолжаться?
— Потому что мы с тобой, милая девочка, уже добрались до этой сути. Все боги нас покинули. Теперь вся надежда — на приспособляемость организма. Пожалуй, из всех моих находок, которые я отыскал по жизни, эта — самая лучшая. И ты, сейчас молодая и очаровательная, все равно повернешься в мою сторону и начнешь думать про то, что у тебя болит и как сделать так, чтобы боль прошла. Бракованные мы, недоделанные.
— Вы человек команды или одинокий волк?
— Одинокий волк, причем
— Неужели вы так подвержены рефлексии? Кажетесь абсолютно уверенным в своем выборе.
— Это мое дело — подвержен я сомнениям или нет. Что мне рассказывать вам, как я ночами не сплю, о
— Вы вошли в Книгу рекордов Гиннесса по количеству сыгранных ролей. Есть ли среди них любимая?
— Это все равно что спросить — ты свои почки больше любишь или кишечник? Все соединено в организме, из которого выходят или, точнее, вылезают персонажи. Актерская профессия — разнополая. Я вместе с героями и рожаю, и совокупляюсь, и люблю, и ненавижу.
— Вы руководите государственным театром, и это нелегкая задача. Сложнее стало искать
— Русский театр сейчас в плохом состоянии. Самая большая беда в том, что мы нищие как церковные крысы. У меня есть ощущение, что если не завтра, то послезавтра нам скажут: «Все, конец, драматический театр стране не нужен, и помогать государство ему не будет». А ведь ни один театр не может сам себя содержать. В кинематографе
— Зачем вам эта головная боль — нищий театр?
— Сам себя я прокормлю, но театр — это моя церковь, моя религия. И в театр приходят молодые ребята, которых я не могу и не хочу отправлять продавать водку. Они хотят рассказать людям про Отелло и Дездемону, а не торговать. Чтобы прокормить артистов, приходится нам, руководителям театров, рыскать в поиске денег. И если бы не было этих проклятых капиталистов, которые любят музыку и немного театр, то получили бы мы дырку от бублика.
— Вы сыграли многих великих людей, прочитали тысячи книг и слывете мудрецом. Есть ли у вас, как говорится, кредо? Или правило, выведенное
— Умных людей много, и они спасают нас с тобой. Мы можем найти одну фразу, продать ее, но это будет неправильно. Очень люблю слово «заблудшие». Когда смотрю на людей, то думаю, что все мы заблудшие души. У меня всегда есть страх — а с возрастом он усиливается, — что нами крутят авантюристы, которые беспощадно дурят нас. Некий ловкач сверху — вот главный режиссер.
— А дурят
— Вся наша жизнь и есть большой дуреж. А если мягко, то, как сказал поэт, «такая пустая и глупая шутка». В новом фильме Юрия Кары «Гамлет: XXI век» я играю важную роль — могильщика, с которым принц датский, как мы знаем, вспоминает шута Йорика. Еще одна новая роль — режиссера, который попадает в дом престарелых.
Армен Джигарханян родился 3 октября 1935 года в Ереване.
Окончил в
Сыграл более 250 ролей в кино и театре, за что занесен в Книгу рекордов Гиннесса.
Женат на Татьяне Джигарханян, с которой познакомился еще в Армении. Единственная дочь Елена погибла в 1987 году в результате несчастного случая. Есть приемный сын — Степан Джигарханян.
Основатель и руководитель драматического театра им. Джигарханяна.