Пассажиры оплатят свою смерть

Жизнь пассажира оценили в 2 миллиона рублей

Родственникам погибших пассажиров железных дорог и общественного авто- и электротранспорта будут выплачивать кругленькую сумму. Перевозчиков обяжут застраховать свою ответственность перед пассажирами, а затраты включат в стоимость билета.

В Министерстве транспорта России разработали новый закон, согласно которому ответственность перевозчика перед пассажирами застрахуют. Речь идет о денежных выплатах при гибели или травмах, а также за порчу личного имущества путешественников. Этот документ предусматривает, что за смерть пассажира его родственники получат 2 млн. 25 тыс. рублей, за переломы и ушибы — не менее 2 млн. рублей. Вред имуществу оценили в 23 тыс. рублей. Это минимальные страховые суммы, которые обязаны заплатить пострадавшим. Сейчас подобные меры действуют только для авиапассажиров. Теперь те же компенсации хотят распространить на всех путешественников. Причем закон будет действовать на всех видах транспорта — от маршруток и метро до такси, поездов и автобусов дальнего следования.

Как пояснил «Труду» руководитель пресс-службы Минтранса Тимур Хикматов, новый вид страхования должен заставить перевозчика внимательнее относиться к безопасности на дороге. «Если у перевозчика будет много аварий, то страховка для него будет стоить дороже», — считает юрист в сфере страхования Антон Басин.

Новый закон обернется финансовыми потерями и для пассажиров. Ведь транспортные компании захотят вернуть потраченные деньги. Как пояснил «Труду» консультант компании «Финам» Андрей Сапунов, дополнительные расходы по-просту включат в цену билета. И если сейчас от железнодорожной страховки можно отказаться и билет обойдется дешевле, то потом это станет невозможно.

Рассчитывая размер страховки, в Минтрансе исходили из принципа: её должно хватить на обеспечение семье погибшего или ставшего инвалидом пассажира нормальной жизни на 4–10 лет. Чтобы получить деньги, нужно предъявить билет. Но многие пассажиры автобусов, маршруток и такси оплачивают проезд водителю. Это лишает их права на страховку. А чтобы претендовать на компенсацию за вред имуществу, придется оплатить багаж. На этом пассажиры тоже экономят деньги.

Крупные суммы спровоцируют волну мошенничеств: поддельных ушибов, сотрясений мозга и пр. Но осуществить их вряд ли получится. «Должно быть доказано, что происшествие случилось по вине перевозчика», — говорит замначальника управления корпоративного обслуживания «Ингосстраха» Сергей Закройщиков. Страховщик обязан выплатить деньги пострадавшим в течение 30 дней. Но на деле такие процессы могут затягиваться надолго.