От «АвтоВАЗа» не убежишь

Правительство дает автопрому 10 лет на развитие

Правительство России в декабре рассмотрит программу развития отечественного автопрома до 2020 года. Об этом заявил вчера первый вице-премьер Игорь Шувалов. Власти полагают, что Opel и Renault помогут вывести российские автомобили на уровень хотя бы корейских.

Прошло три месяца после того, как «АвтоВАЗ» получил от государства помощь в размере 25 млрд. рублей, а правительство России вновь думает, что делать с отечественным автопромом. Владимир Путин на прошлой неделе призвал Renault (владеет 25% плюс 1 акция «АвтоВАЗа») не стоять в стороне, когда завод лихорадит во время кризиса.

Сами не рады

Государство, как дал понять «Труду» источник в «АвтоВАЗе», ждет от Renault безвозмездной передачи технологий. «Могли бы и поделиться, пусть и не самыми передовыми наработками», — сказал собеседник. Ранее французская компания продала заводу лицензии на автомобильную платформу и двигатель. Источник в Renault сказал «Труду», что компания не практикует передачу технологий бесплатно. «Даже в пределах альянса Renault-Nissan никто не делится ноу-хау бесплатно, — сказали в компании. — При покупке блокирующего пакета акций „АвтоВАЗа“ никаких обязательств на этот счет мы на себя не брали».

Однако, похоже, уговорить французов правительству удалось. «Renault подтвердила вчера, что готова инвестировать в развитие предприятия, в том числе предоставляя самые передовые технологии», — заявил вчера Шувалов по итогам заседания правительственной комиссии.

По его словам, объем инвестиций французской компании будет определен после ознакомления с новыми планами «АвтоВАЗа». Завтра Шувалов проведет совещания на самом предприятии. «Было бы странно, если проблемы решал один акционер, при этом другие стояли в стороне, а дивиденды получали все», — считает Александр Агибалов из ИК AG Capital.

Вариантов нет

По информации Шувалова, совокупные долги российских автозаводов составляют около 100 млрд. рублей. Как рассказал «Труду» сотрудник завода, с июня, когда «АвтоВАЗу» помогло государство, его долги снова выросли до 40 млрд. рублей.

Власти надеются, что вывести российский автопром из затяжного пике помогут иностранные автопроизводители. По словам Шувалова, правительство намерено сделать ставку на «АвтоВАЗ» и ГАЗ. «К настоящему моменту сформировались альянсы на этих двух крупных российских предприятиях с участием Renault-Nissan и Opel», — сказал он.

По мнению аналитика ИК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, у государства нет иного выхода, как поддерживать отечественные автозаводы. «Если не помогать „АвтоВАЗу“, то нужно его банкротить и распродавать имущество предприятия, а это может затянуться на 10 лет, — говорит он. — Тогда мы получим очаг социального взрыва. Снижение численности персонала и замена модельного ряда могут помочь заводу».

Эксперт считает: чтобы дотянуть хотя бы до качества не самых лучших, но неплохо продаваемых как в России, так и в мире корейских автомобилей, «АвтоВАЗу» может понадобиться минимум два-три года. По мнению Агибалова, кризис вынудил автопром пойти на непопулярные меры, к которым нужно было прибегнуть уже давно.

Прямая речь

Владимир Путин, премьер-министр РФ:

— Что касается технологического обновления, то нужно вести соответствующие переговоры с иностранными участниками акционерного общества, с Renault-Nissan. Мы пошли на то, что выделили первый транш предприятию в размере 25 млрд. рублей, и сделали таким образом, чтобы не размывать их пакет. Или они будут участвовать дальше в финансировании предприятия, или мы должны будем с ними договариваться о соотношении долей. Руководство завода и инвесторы должны располагать планами развития предприятия. Предварительно необходимо иметь план финансового оздоровления, план технической модернизации и план социального развития.

Кристиан Эстеф, старший вице-президент Renault:

— Решения управляющих «АвтоВАЗа», в том числе по оптимизации численности работников, очень болезненные, но необходимые. Но вы можете полагаться на компанию Renault, потому что мы чувствуем себя социально ответственными за то, что происходит на «АвтоВАЗе». Сейчас разрабатывается ряд моделей, которые будут выпускаться на его линиях. Однако для этого необходима целая сеть поставщиков — мощных и необходимого качества. И у нас есть необходимый потенциал, чтобы развивать «АвтоВАЗ» на здоровой основе, если «АвтоВАЗ» и Renault объединят свои усилия, чтобы обеспечить будущее российской компании.