АВТОМАТ С КРИМИНАЛЬНЫМИ МОЗГАМИ

Сигнал, полученный игорным бизнесом от российских властей, был недвусмысленным. По сути, он состоял из трех частей: локализоваться в игорных зонах; сделать бизнес прозрачным; не препятствовать вхождению на рынок новых добросовестных игроков.

Помнится, игровое сообщество восприняло эти инициативы без особых возражений. Видимо, рассчитывали, что благие намерения у нас не всегда воплощаются в заявленные результаты и сроки. Более того, были предприняты и откровенные попытки обойти принятые решения.
Подтверждением этому служит событийный ряд, в центре которого оказался австрийский концерн Novomatiс - крупнейший мировой производитель игорной техники. Компания планировала значительные инвестиции в Россию, чтобы построить современный высокотехнологичный бизнес и обустроить, по сути, первую "пилотную" легальную игорную зону - в Калининградской области. Теперь австрийцы, возможно, будут вынуждены отказаться от своих планов. Практика показала, что перевести существующий в России игорный бизнес в легальную сферу оказалось, мягко говоря, не очень просто.
Так, 18 сентября в Казани сотрудники правоохранительных органов накрыли подпольный завод, занимающийся подделкой и перепрограммированием игровых автоматов Novomatiс. Автоматы собирали под известным брендом, но внутрь им вставляли русские "мозги". Главное отличие этих машин от оригиналов в том, что подделки изначально программировались так, чтобы выигрыш выпадал как можно реже. Естественно, такие аппараты пользовались большой популярностью у нечистоплотных владельцев игровых клубов.
Но интереснее всего то, что фальшивые игровые машины собирали и продавали в течение нескольких лет. Владельцы производства даже выставляли свою продукцию на тематических международных выставках. Австрийской компании пришлось по дипломатическим каналам обращаться к руководству Татарстана с просьбой пресечь пиратскую деятельность. При содействии федеральных и республиканских властей, Международного комитета по борьбе с организованной преступностью и коррупцией и при активном содействии республиканского МВД нелегальное производство было закрыто.
Другой пример. Он тоже касается упомянутой австрийской компании. В Санкт-Петербурге ООО "ХТЛ" (дочерняя компания Novomatic, российский дилер игрового оборудования) заключило договоры с отечественными фирмами, в том числе с ООО "Частный клуб", на аренду 143 игровых автоматов общей стоимостью 52,9 миллиона рублей. По условиям договоров с компаниями они не имели права сдавать полученные автоматы в субаренду и тем более перемещать их на другие места. Однако эти условия были нарушены.
Несмотря на всю очевидность и доказанность данного факта, автоматы не возвращены законным владельцам, а виновные из "Частного клуба" не привлечены к какой-либо ответственности, хотя правоохранительные органы поначалу вроде бы энергично взялись за расследование, но, похоже, быстро остыли.
В августе 2008 года следственным отделом по расследованию преступлений в сфере экономики СУ при УВД по Приморскому району Санкт-Петербурга было вынесено постановление о возбуждении уголовного дела по факту хищения "неустановленным работником ООО "Ирминг" 227 игровых автоматов стоимостью 73 981 494 рубля, то есть в особо крупном размере, принадлежащих ООО "ХТЛ" и арендованных у него компанией "Ирминг". Расследование, если оно и идет, то небыстро. В связи с этим руководство компании "ХТЛ" направило открытое письмо губернатору Петербурга Валентине Матвиенко. Дело дошло до того, что за развитием ситуации решили проследить федеральные власти. Этот вопрос взял на контроль заместитель председателя комитета по международным делам Совета Федерации Василий Лихачев.
И вот новый поворот. Недавно, несмотря на уже выплаченные многомиллионные пошлины за поставку оборудования, Южная таможня неожиданно предъявила дополнительные требования. Словом, в австрийской компании зреет подозрение, что эта игра может закончиться для нее проигрышем, так как слишком много очевидных совпадений.
Novomatic - представитель того самого иностранного бизнеса, приход которого в Россию так желателен. Но бизнес, и иностранный бизнес прежде всего, оценивая риски работы с тем или иным регионом, ориентируется в первую очередь на негативные примеры в работе своих коллег. Таким образом, ситуация, в которую попали австрийцы, может стоить стране потери солидных инвестиций. История эта уже получила огласку в бизнес-среде и воспринята крайне тревожно. Как известно, именно из таких историй складывается инвестиционная репутация государства...