"СОЛНЦЕ" УЛЫБНУЛОСЬ "НАСТРОЙЩИКУ"

Такого никто не ожидал. Еще задолго до конца фестиваля было, конечно, ясно, что российское кино без наград не останется. Все-таки Россия бросила в бой лучшие свои силы: питерского режиссера Александра Сокурова и живущую в Одессе Киру Муратову, снимающую кино на русском языке и на российские деньги, так что наши кинематографисты с полным основанием считают ее своей. Сокуров и Муратова - испытанные фестивальные бойцы, корифеи "авторского", "интеллектуального" кино. Но чтобы они увезли из Алма-Аты едва ли не все фестивальные трофеи - на это никто из нашей делегации, откровенно говоря, не рассчитывал...

Тем не менее жюри во главе с выдающимся греческим режиссером Тео Ангелопулосом, кстати, тоже адептом "авторского" кино, приняло чрезвычайно радикальное решение: Гран-при и 20 тысяч долларов получила российско-украинская лента "Настройщик" в постановке Киры Муратовой. Вдобавок приз за лучшую женскую роль разделили между собой Алла Демидова и Нина Русланова из этого же фильма. Сокуров удостоился приза за лучшую режиссуру, а японский актер Иссей Огата, воплотивший в "Солнце" образ императора Хирохито, получил награду за лучшую мужскую роль. Специальный приз жюри, поделенный между грузинской лентой "Тбилиси-Тбилиси" и киргизской картиной "Саратан", стал для остальных участников конкурса слабым утешением: они оказались в этой игре по преимуществу статистами, вынужденными наблюдать за тем, как жюри ухитрится разделить призы между Муратовой и Сокуровым.
Кстати, Кира Георгиевна, получая Гран-при фестиваля, с присущим ей простодушием сказала: "Приз - это всегда приятно, так что спасибо жюри за эту награду. Но фильм "Солнце", скажу честно, мне нравится больше"...
Зал Дворца республики, где проходила церемония закрытия, встретил решение жюри овацией. Но в кулуарах, как водится, пошли разные разговоры. Многие сожалели, что совсем не замеченным оказалось кино из Западной Европы, а ведь там были очень сильные картины, в частности, выдвинутая на "Оскар" шведская лента "Как в раю", которая вызвала у зрительного зала слезы восторга и потрясения.
Думается, лучшей участи заслуживала казахская лента "Охотник" - загадочная и мудрая притча о человеке и взрастившей его природе. На фестивалях в Локарно и Анапе "Охотник" вызвал фурор, режиссер Серик Апрымов сейчас с успехом показывает фильм в Америке, а на "Евразии" он незаслуженно оказался в тени...
Наконец, поговаривали и о том, что Сокуров и Муратова не снискали особых лавров в Берлине и Венеции, теперь вот запоздало взяли реванш в Алма-Ате, на "поле" своих друзей и соседей.
Кстати, в Казахстане очень пристально следят за тем, что происходит в России, живут нашими новостями и проблемами. Это одна из не столь уж многочисленных стран на постсоветском пространстве, где к нам по-прежнему относятся с откровенной симпатией. Здесь любят и понимают русскую культуру, хорошо знают русский язык. И здесь, кстати, не осталось незамеченным, что российская делегация на фестивале была не очень большой и не столь уж представительной.
Да, Вадим Абдрашитов в качестве члена жюри - это здорово. Егор Кончаловский и Наталья Аринбасарова, приехавшие навестить свою малую родину, - это отлично. Молодые актеры Владимир Вдовиченков и Егор Бероев, заглянувшие в Алма-Ату на пару дней, - совсем даже не плохо. Отрадно, что почетный приз за вклад в кино получила Майя Аймедова - туркменская актриса, живущая нынче в Москве. Но где остальные наши кинознаменитости? Почему все аплодисменты зрителей опять достались западным актерам - Микеле Плачидо, Катрин Денев, Джону Сэведжу, Франке Потенте, Жан-Клоду Ван Дамму? Почему американская делегация на фестивале "Евразия" выглядела мощнее и сплоченнее российской? Почему мы теряем влияние, в данном случае культурное, в этом благодатном и дружественном нам регионе?
Генеральный директор "Евразии" Сергей Азимов с горечью поведал автору этих строк, что приглашение принять участие в фестивале было направлено всем руководителям российского Союза кинематографистов и Федерального агентства по культуре и кинематографии, многим московским "звездам". Но большинство из них даже не удосужились прислать ответ, а те, кто согласился приехать в Алма-Ату, выставили себе цену - от 5 до 15 тысяч евро. И это за один только факт пребывания на фестивале, где, к слову сказать, всех гостей из ближнего и дальнего зарубежья поселили в шикарных гостиницах и потчевали с утра до ночи со знаменитым восточным гостеприимством. Сам в прошлом выпускник ВГИКа, Азимов не мог взять в толк, как можно относиться к своим друзьям и коллегам с таким потребительским равнодушием?
Между тем Казахстан стремится стать мощной кинодержавой. И появление экранного суперколосса "Кочевники", в который правительство республики, частные инвесторы вложили 34 миллиона долларов, тому еще одно свидетельство. Но эти огромные для постсоветского кино деньги осваивали опять-таки не российские, а в основном американские продюсеры. Приехавшие на фестиваль Тео Ангелопулос, Жан-Клод Ван Дамм и Микеле Плачидо, увидев красоты этой удивительной страны, где есть реликтовые рощи, ковыльные степи, горные озера, барханы пустынь, загорелись идеей снимать в Казахстане кино. Президент республики Нурсултан Назарбаев, который принимал гостей фестиваля, поддержал их в этом усердии. И только со стороны российских кинематографистов никаких предложений о совместных проектах не поступило...