ЮРИЙ СОЛОМИН: В МАЛОМ ТЕАТРЕ НА СЦЕНЕ НЕ РАЗДЕВАЮТСЯ

Государственный академический Малый театр начал юбилейный, 250-й театральный сезон гастролями в северной столице, представив на суд петербургской публики самые известные постановки последних лет: "Горе от ума", "На всякого мудреца довольно простоты", "Правда - хорошо,а счастье лучше", "Три сестры", "Мнимый больной". В Москве же юбилейный сезон в Малом стартовал 5 октября. В связис этим событием обозреватель "Труда" встретилсяс художественным руководителем прославленного коллектива, народным артистом СССР Юрием СОЛОМИНЫМ.

- На гастролях в Петербурге вы представили сразу три спектакля Сергея Женовача. И вообще в репертуаре Малого театра становится все больше работ этого режиссера...
- Работая с ним как актер (в "Горе от ума" Соломин сыграл Фамусова. - М.С.), я понял, что это режиссер, Богом данный. Причем именно для нашего театра. Он очень бережно и с большим уважением относится к той традиционной школе, которую исповедует Малый театр. В других театрах у него были сложности, неприятности, были и годы безработья. Его многие жалели, но тем не менее не приглашали. А у нас Сергей нашел свой театральный дом, с ним с удовольствием работают и мастера старшего поколения, и молодежь. Говорить о том, что Малый театр чурается интересной режиссуры, не приходится. Но вкус у нас хороший. Первого попавшегося, пусть даже самого модного и распиаренного, не позовем.
- На основной сцене вашего театра вот уже больше десяти лет идет только классика... Получается, вы устранились от современной жизни?
- Неужели вам мало современности по телевидению! Вам мало современности на улице? Вот когда в современных пьесах прекратят выражаться нецензурно, перестанут раздеваться, когда искусство перестанет быть болезненно-извращенным, тогда мы изменим к ним свое отношение. Однажды, еще в советское время, я был на фестивале в западной стране. Так получилось, что в одном зале кинотеатра шел наш фильм, в другом - "Эммануэль". Журналисты бегали из одного зала в другой, а потом стали спрашивать меня: почему в том фильме ЭТО есть, а у нас - нет? Я им сказал: "Тот фильм для больных людей! И в тот зал билеты нужно не продавать, а раздавать по рецепту врача". А теперь и мы дожили до того, что на многие отечественные фильмы нужно пропускать по направлению врача.
Так что будет хорошая современная пьеса - возьмем. Не будет - продолжим черпать из классики. А там ведь все есть, в классике! Русский театр возник на драматургии и литературе, которую представляют Фонвизин, Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Чехов, Тургенев, Островский, Достоевский, Толстые. Вот какая махина! Какая драматургия! Эта драматургия требует больших затрат - режиссерских и актерских. Того же Федю Протасова нельзя сыграть бомжем с трясущимися руками. Надо докопаться, что с ним произошло, почему он дошел до жизни такой. Поэтому Протасова за рубежом не могут хорошо сыграть, хотя во всем мире считают, что "Живой труп" - одна из величайших пьес. При этом очень современная. Классика бесценна, она останется современной и через 100 лет, и 250. Ведь люди будут так же любить, ненавидеть, интриговать, презирать...
- Трудное это дело - быть хранителем традиций?
- Намного сложнее, чем ломать, а потом строить. Мы в Малом театре давно решили ничего не ломать. Сохранили уважение к старшим, хотя многие советовали "спихнуть" актеров-пенсионеров. У нас Татьяна Александровна Еремеева в свои 80 по-прежнему выходит на сцену в "Горе от ума". И таких примеров немало. При этом мы не "съедаем" молодежь, доверяем ей главные роли. Даже те наши актеры, кто "работает на стороне", снимаясь в кино, играя в антрепризах, делают это достойно, не роняя марку родного театра.
В Малом артисты на сцене не раздеваются. Раневская у нас не наркоманка. Да, она пьет успокоительное, но это написал доктор Чехов, а он знал, что пишет. Поэтому я не понимаю тех деятелей, что издеваются над классикой. Чехов написал пьесу "Чайка", а теперь ее могут назвать "Почему застрелился Константин". А "Лес" Островского эти "экспериментаторы" назовут "Нужна драматическая актриса"... Я не анекдот вам рассказываю. Я видел эти спектакли.
Чтобы сохранить традиции русского национального театра, мы немало сил потратили, пережив период, когда нас мордовали, ругали, обзывали. Но мы стояли на своем. Это моя гордость. Считаю, что, когда мой час пробьет, могу спокойно покидать этот грешный мир и там, в мире лучшем, доложить, что вместе со своими коллегами я пытался сохранить то разумное, доброе, вечное, чем ценен русский национальный театр.
- Ведущие столичные театры сегодня активно приглашают звезд из того же Питера. Так попали в МХТ имени Чехова Константин Хабенский и Михаил Пореченков... Вы не планируете таким же способом укрепить труппу в юбилейном сезоне?
- Это ведь бизнес: использовать человека, пусть талантливого, а дальше будь что будет. Труднее вырастить, научить, создать свои кадры. Мы тоже приглашаем хороших актеров из провинции, многие знаменитости Малого театра так начинали. Но чтобы так вот брать готовую звезду на одну роль... А потом что? Всегда найдутся еще более модные, раскрученные!
- Известно, что при создании государственного театра императрица Елизавета Петровна положила на содержание Малого и Александринского театров немалые средства. Ведущие актеры получали зарплату действительного статского советника. Считай, генеральскую! Чем плоха традиция?
- Хорошая! К сожалению, мы никак не можем возвратить ее. Но вскоре должен заработать президентский грант. Будем надеяться, что финансовые органы нас не подведут и с января 2006 года артисты ведущих российских театров станут зарабатывать на порядок больше, чем сейчас.
- Не так давно актер и режиссер Михаил Козаков довольно резко отозвался в интервью "Труду" о сериале "Московская сага", где вы сыграли одну из главных ролей - профессора Градова... Что можете сказать в защиту этого фильма?
- То, что фильм этот нужный. То, что он снят не как телесериал, а как художественный фильм. Не могу сказать, чтобы кто-то из актеров там плохо сыграл. В последнее время я не так часто снимаюсь. Пытаюсь выбирать то, что мне ложится на ум, на сердце. Тему большой семьи, преемственности поколений, тему сталинских репрессий я хорошо знаю и не могу сказать, что в фильме - ложь. Правда, мне очень жаль, что смазан финал. Он был совершенно другим, таким, что ли, феллиниевским: цветущее поле, кресло, в нем сидит Градов. И к нему навстречу по полю бегут все убиенные родственники, его верный пес...
- Есть у вас на подходе роль такого же уровня, как профессор Градов?
- Нет. Это же сейчас очень редкий материал. Вы же видите, что происходит в телесериалах! В каждой серии семь минут из 50 уходит на рекламу. Режиссеры уже так наловчились, что еще на съемках рассчитывают, чтобы реклама потом не загубила важную сцену. Иногда я смотрю на это безобразие и думаю: а ведь так мы дойдем до того, что и во время спектаклей будем делать рекламные паузы!
- Почему вы отказались сниматься в продолжении весьма качественного сериала "Родина ждет"?
- Прочитав сценарий и довольно высоко оценив предложенную мне роль, я сначала согласился, но потом узнал, что поменяли режиссера. Это меня отпугнуло. Прежнего режиссера, Олега Погодина, я хорошо знаю, с новым же все придется начинать с нуля, а значит, опять что-то доказывать, ругаться... Зачем мне это, да еще в такой ответственный для нашего театра сезон?
- Юрий Мефодьевич, вы по-прежнему заядлый автомобилист?
- Водитель с тридцатилетним стажем. Правда, последние два года вожу мало, езжу с водителем, но по-прежнему в курсе проблем и забот братьев-автомобилистов. Вот построили в Москве третью кольцевую дорогу, но "забыли" сделать развязки и только теперь спохватились, когда пробки стали жуткими. Я считаю, лучше бы наша ГАИ работала не в кустах, а честно. Чтобы не просто ловить нарушителей, а предотвращать аварии. Ведь сейчас есть новейшая техника, электронная аппаратура, фото, видео. И третье - слишком много появилось больших машин. Джипы, минивэны... Недавно был в гостях у очень богатых людей в Италии, и они показали свою машину - что-то похожее на "Запорожец". Так что не везде по машинам принимают людей...
- А вы сами на каком автомобиле ездите?
- У нас в театре "форды", небольшие, очень удобные.
- Какие еще премьеры кроме "Мнимого больного" ждут зрителей Малого в юбилейном сезоне?
- В филиале появятся спектакли "Мария Стюарт" Шиллера и "Бедность не порок" Островского. На основной же сцене - "Ревизор", а также "Дмитрий Самозванец и Василий Шумский" Островского.
- Как актер вы будете заняты в этих премьерах?
- Нет. Но как режиссер я взял на себя ответственность поставить "Ревизора".