Прежде всего глава российского оборонного ведомства подробно прокомментировал его же собственное высказывание принципиального характера, сделанное на днях в Москве на совещании руководящего состава Вооруженных сил РФ. Речь - о готовности прибегнуть к превентивным военным ударам в случае, если будет создана реальная угроза национальной безопасности нашей страны. Угроз такого рода, как известно, у любого государства множество, но не всегда ведь эти вызовы ведут к стартам стратегических бомбардировщиков с полной боевой нагрузкой? Где та грань, за которой Москва будет считать свои руки развязанными для крайних мер?
Сергей Иванов считает, что вероятность драматического исхода опасно возрастет, коли военно-политическая ситуация станет развиваться по трем направлениям. Первое - если у наших границ вероятный противник станет создавать мощные группировки войск наступательного характера, причем угроза окажется "зрима, внятна, неотвратима". В этом, пожалуй, ничего нового нет, идеи превентивных войн в качестве законной меры государственной самозащиты активно обсуждались во всем мире задолго до Великой Отечественной. Некоторые историки до сей поры уверены, что и тогда Сталин готовился прибегнуть к такому шагу, да не успел.
Гораздо интереснее пункт номер два в изложении министра обороны. Оказывается, мы не остановимся перед командой "К оружию!" и в варианте, когда "Россию пытаются ограничить в доступе к жизненно важным регионам мира, в том числе с экономической или финансовой точки зрения для нашей страны". Тут, конечно, не о доступе к швейцарским банкам речь. Скорее, Москва таким образом заявляет о своей решимости до конца идти в дележе мировых энергетических ресурсов и отстаивании своего права участвовать в создании соответствующих транспортных систем.
Ну а третий тезис адресован ближайшим соседям по СНГ. Те из них, кто не слишком ласков с русскоязычными меньшинствами в собственных пределах, очевидно, внимательно обдумывают такие слова российского министра обороны: "В случае, если сложится нестабильность или возникнет прямая угроза нашим соотечественникам, а тем более гражданам России, и когда все другие меры, в том числе дипломатические, экономические, санкционные, будут исчерпаны, тогда гипотетически рассмотрим вопрос о применении военной силы".
Еще один вывод, который следует из высказываний Сергея Иванова: пока Россия не собирается посылать собственные миротворческие войска в Ирак. Ни под американское командование, ни под какое-либо другое. Москву, сообщил Сергей Иванов, не устраивает предложенный США проект резолюции Совета Безопасности ООН по Ираку. И прежде всего тем, что из него как раз не следует, что продолжающаяся операция международных сил в этой стране носит миротворческий, а не усмирительный характер.