Еда становится роскошью. Покупательная способность граждан рухнула до десятилетнего минимума

Подешевели только некоторые овощи и сахар, цены большинства продуктов всё сильнее бьют по семейному бюджету

Во II квартале текущего года россияне могли позволить себе почти вдвое меньше продуктов из продовольственной корзины, чем в тот же период 2010 года, сообщают в  Центре развития Высшей школы экономики (ВШЭ).

Таким образом, покупательная способность граждан упала по половине основных продуктов питания. 
«Во втором квартале 2020 года по 12 из 24 основных продуктов питания был достигнут минимум покупательной способности среднедушевых денежных доходов населения за период с 2011 по 2020 год», - говорится в исследовании. 
 
ВШЭ также привела таблицу с данными по II кварталу прошлого года. Так, в 2019 году россиянин мог позволить себе 102,8 кг говядины в месяц, а во II квартале 2020-го – уже 92,9. Замороженная рыба – 180 кг против 163,9 кг; молоко – 528 л против 479,3 л. Серьёзно подорожали яблоки: 350,1 кг против 262,9 кг. В то же время стали доступнее морковь, капуста, сахарный песок. 
 
Ситуация с доступностью продуктов питания не соотносится с официальной динамикой зарплат и оптимизмом Центробанка, указывают аналитики ВШЭ. По данным Росстата, реальные располагаемые доходы россиян в первом полугодии снизились на 3,7%, а реальные зарплаты выросли на 2,9%. II квартал, по предварительным подсчётам Росстата, страна завершила сокращением ВВП на 8,5% (оценка Минэкономразвития – минус 9,6%). Реальные доходы провалились на 8%. Центробанк, в свою очередь, ожидает рост реальной зарплаты в среднем на 1,5-2,5% в году. 
 
«На фоне роста безработицы это (расчёты на рост заработных плат – TRUD.RU), как минимум, требует объяснений. Тем более что социологические опросы показывают падение заработных плат и доходов, а также рост неполной занятости и безработицы», - пишут эксперты ВШЭ.
 
Работу аналитиков прокомментировал доцент кафедры экономики СЗИУ РАНХиГС, кандидат экономических наук Артём Голубев. Жителям больших городов проще пережить удорожание продуктов при остановке роста или снижении зарплат: чем крупнее населённый пункт, тем выше конкуренция производителей и тем более развит рынок труда, говорит эксперт. Вряд ли положение начнёт усугубляться: повторения локдауна образца марта-мая маловероятно. «Второй квартал 2020 года — это худший квартал в этом году для всех стран потому, что на него пришлись максимальные ограничения именно по карантинным мерам. Крайне маловероятно, что в течение оставшихся двух кварталов подобные ограничения повторятся», - сказал Голубев «Невским новостям». А значит, покупательная способность граждан будет выше, чем в тяжёлом II квартале. С другой стороны: отскок экономики и потребления притормозят вероятный всплеск заболеваний (включая коронавирус) и скорое прекращения моратория на банкротства предприятий, напомнил специалист.

Высшая школа экономики «не так» провела свои расчёты, полагает руководитель Центра политэкономических исследований Института нового общества Василий Колташов. «Если мы сможем победить экономическую школу Высшей школы экономики, то и доходы будут расти и экономика будет показывать рост порядка 5-6% ВВП в год», - сказал он Общественной службе новостей. Для роста, по его мнению, необходимы протекционизм, стимулирование продаж на внутреннем рынке, а также надо игнорировать интеллектуальные права на технологии и изделия в адрес стран, вводящих санкции. 

«Выводы экспертов ВШЭ не противоречат объективным данным за второй квартал 2020 года и даже немного их приукрашивают», - заявил ИА Regnum глава Департамента корпоративных финансов и корпоративного управления Константин Ордов. Падение на 8% реальных доходов граждан во II квартале сдержало инфляцию издержек со стороны производителей – но из-за снижения доходности бизнеса, указывает экономист. По его оценкам, исследованию ВШЭ не достаёт отраслевого анализа производителей: это полнее бы раскрыло последствия спада покупательной способности россиян. Например, рост оборота розничной торговли в июне и июле разогнал цены, и прежде всего – на продукты питания. 
 
Отметим, тенденция к ухудшению питания наметилась и до пандемии коронавируса. Так, по информации Росстата, в 2018 году каждая шестая семье стала питаться хуже: это затронуло 16,1% российских семей. Тяжелее всего пенсионерам, неполным и многодетным семьям. Одна из наиболее очевидных причин – падение реальных доходов граждан с 2014 года.