Фильм Александра Прошкина получил приз за выдающееся художественное достижение на кинофестивале в Монреале
На только что завершившемся Монреальском международном кинофестивале фильм нашего режиссера-классика Александра Прошкина «Искупление», рассказывающий о трудном послевоенном времени, сталинском терроре, любви и предательстве, получил приз за выдающееся художественное достижение.
Но об этой важной победе российского кино было написано лишь на двух-трех сайтах, как говорится, мелким шрифтом. Почему? Чтобы узнать это, ну и, конечно, поздравить триумфатора, наш обозреватель дозвонился до него прямо в московский аэропорт.
— Спасибо за поздравление. Вы знаете, я безъязыкий, говорю только немного по-французски, так что мои контакты в Канаде были затруднены. Подходили канадцы, немцы, австрийцы, китайцы, французы, говорили хорошие слова, которые я смутно понимал. Знаю, что жюри и руководство фестиваля приняли картину не просто хорошо, а с непонятным для меня трепетом. Но это восприятие, как говорится, на уровне интеллектуалов. Что касается простой публики и даже местных журналистов, то они живут однообразно-благополучной жизнью, и им надо долго, к примеру, объяснять, что из себя представляли сталинские лагеря. Боюсь, они это до конца так и не поняли, хотя, говорят, в зале на финальных титрах многие плакали. Но я этого не видел — я свои картины никогда не смотрю.
Если говорить о фестивальной истории картины, то я ею и доволен, и нет. С одной стороны, приятно, что фильм получил престижный и неожиданный приз на фестивале класса «А». Особенно на фоне того, как демонстративно «Искупление» пробросили в Сочи, сделав вид, что такой картины и такого режиссера нет (фильм участвовал в конкурсе «Кинотавра», жюри под руководством Владимира Хотиненко оставило его без наград. — «Труд»). Но в Монреале с первого и до последнего дня не покидала горечь от того, что я не ощущал себя членом единой российской команды. В работе фестиваля принимали участие многие мои коллеги — и Шахназаров с «Белым тигром», и Сегал с «Рассказами», и другие режиссеры, но я их не видел, а они не видели меня, мы были предоставлены сами себе. В то время как, например, китайцы приехали сплоченной делегацией, в их рядах были большие кинематографические боссы, звезды, фотографы, телевизионщики, переводчики. К ним и отношение было другое. А к нам, — извините, как к кинематографической провинции, где отдельные чудаки снимают какие-то фильмы, иногда даже неплохие. А ведь наш кинематограф в лучших своих образцах не хуже французского, немецкого, итальянского, испанского кино. Мы только не умеем себя «продать», предпочитая поливать отечественное кино помоями.
Монреаль — это огромный рабочий фестиваль, здесь показывают более 400 новых фильмов. Но при этом практически нет гламурной составляющей — приемов на яхтах, роскошных балов, как это практикуется в Каннах, Венеции. Вот туда наше кинематографическое руководство почему-то любит выезжать. А до Монреаля, который является замечательной площадкой для продвижения нашего кино в Северной Америке, никто из высокого начальства, равно как и журналистов, критиков, не доехал. Это яркое свидетельство отношения нашего государства, нашего Минкульта, нашей кинопрессы к родному кино и его успехам.
Российская премьера «Искупления» намечена на 30 октября. Пока не знаю, будет ли оказана поддержка нашему фильму в прокате, политика Минкульта и Фонда развития кино мне в этом смысле совершенно непонятна. Как и непонятна стратегия развития нашего кинематографа. Попытки последних лет превратить экран в коммерческую разновидность шоу-бизнеса — этот путь для российского кино представляется мне однозначно тупиковым.