Первое после рождения сына интервью певицы Елены Ваенги
Сайт Елены Ваенги обещал на этой неделе выход нового альбома «Лена», куда вошли ранее не издававшиеся на дисках песни популярной петербургской певицы «Где была», «Лодочка», «Принцесса», «Больно», «Ленточка», «Мамочка»... Но в магазинах пластинка не появилась. В чем дело, выяснял наш питерский корреспондент, который, таким образом, стал первым журналистом, получившим у Елены интервью после рождения ею сына.
— Елена Владимировна, на вопросы покупателей о вашем диске продавцы отвечают: «Сами ждем». Как быть публике?
— Самые нетерпеливые могут заказать диск через моих администраторов по интернету или телефону. А какого числа альбом появится в магазинах, я и сама не могу точно ответить. Такие вопросы уже не в компетенции артиста. Этого альбома мы с вами так долго ждали, подождем еще неделю-две.
— Год назад, после выхода нового альбома «Аквариума», разговаривая с Борисом Гребенщиковым, я спросил: «Помните, в
— Борис Борисович молодец, правильно говорит. Если даже в альбоме нет явного сюжета, темы и идеи, это все равно не абы какой набор песен. Важно их сочетание, настроение, не случайно одна стоит под первым номером, другая — под десятым, третья — под четырнадцатым.
— Чем отличается альбом «Лена» от десяти предыдущих ваших дисков?
— Качеством записи, аранжировок, инструментала и, надеюсь, вокала. Альбом записан лучшими музыкантами, там просто сборная Петербурга! Например, четыре барабанщика, один другого круче. Записывались не только музыканты моего оркестра, которых я не устану хвалить, но и приглашенные, сессионные профессионалы. Притом диск сыгран как полностью живой альбом. «Дюны» тоже были живым альбомом, как и «Шопен», но в «Лене» мы вышли совсем на другой уровень. Разница огромна.
— Не смущает ли, что все песни еще до выхода альбома в приличном качестве были в интернете?
— Многие мои коллеги вначале пишут песни, выпускают альбом, а потом устраивают тур в его поддержку. Я же всегда сначала пою новые песни со сцены зрителям, а потом уже записываю диск. И выбираю для записи те песни, что больше всего нравятся людям. В «Лене» нет ни одной песни, про которую бы зрители не писали мне письма с просьбами записать. Но я три года ездила по гастролям в режиме «день концерта — день отдыха». Было не до записей в студии. А теперь настал момент отдавать долги слушателям. Да, в «Лене» собраны уже известные песни, но одно дело концертная запись (даже самого приличного качества), а другое — студийная работа. Громадная разница! Как говорится, имеющий уши да услышит.
— Судя по заглавной песне альбома, вам очень нравилась Людмила Гурченко — ваши интонации здесь напоминают об этой ярчайшей женщине, актрисе, певице, тоже, как и вы, любившей и романс, и джаз, и блюз. Можно сказать, что она была вашим идеалом?
— Нет, конечно. Зачем врать-то. Людмила Марковна Гурченко заслуживает безграничного уважения, это великий человек, великая актриса, перед которой я преклоняюсь. Подражать ей бесполезно, надо быть глупым человеком, чтобы пытаться это сделать. Да и кто я такая, чтобы подражать Гурченко? Знаете, как в анекдоте: «Ухожу, ухожу, ухожу». Если же какие-то интонации в «Лене» я и взяла, то это всего лишь диксиленд!
— А можно ли всерьез говорить о влиянии на ваше творчество Аллы Пугачевой, с которой вас постоянно сравнивают, а то и сталкивают лбами?
— Второй Пугачевой не было, нет и не будет. Но учиться у нее можно и нужно, хотя это и очень трудно: уж очень высоко планка поднята. И я еще давно-давно, скорее по наитию, поняла, что она — единственный вокалист на нашей эстраде с таким поразительным разнообразием вокальных красок. До сих пор никто ее не переплюнул, и я ее, слава богу, тоже не переплюну, у меня нет такого диапазона. У нее очень крутой вокал! Она знала, в какой тональности, в каком темпе, в каком стиле сделать ту или иную песню, и никогда не повторялась. Особенно ее раннее творчество — просто самоучитель пения «советского эстрадного певца», я бы так сказала. Возьмите десять песен Пугачевой и посмотрите, насколько они друг от друга отличаются: вы даже не поймете, что это одна певица поет. Она и народница, и рок-, поп-, джазовая вокалистка, у нее есть элементы и классического вокала. Уже не говоря об актерском решении! Нет, я ничего у Пугачевой не слизывала, но училась пониманию того, что невозможно народную песню петь так же, как, например, «Шопена». По альбомам разных лет видно, как я меняюсь. Когда слышу, как пою, скажем, «Абсент» пять лет назад, то, честно говоря, переключаю радио. Слушать не могу этот голос, меня тошнит — так он мне не нравится. А то, что делаю сейчас, уже более или менее. У меня всегда так: не нравится то, что делала вчера. Но это ведь не самая плохая тенденция.
— Ваши поклонники по всей России, поздравляя вас с рождением сына, все чаще спрашивают: когда вы вернетесь на сцену?
— Отвечу: люди, спасибо, что вы меня ждете, спасибо за те удивительно искренние, добрые, теплые письма, которыми радуете ежедневно. Я тоже соскучилась по вам, по концертам. Знаю, что многие очень ждали традиционных сентябрьских концертов, но потерпите еще немножко — и 10 ноября я выйду на сцену моего любимого зала «Октябрьский» в Петербурге, а в ближайшее время на сайте появится новое гастрольное расписание. Пока же опять пропадаю в студии — в разгаре запись следующего диска. А потом еще должен выйти концертный диск, записанный и сведенный по новым технологиям.
— Елена Владимировна, согласившись на это исключительное в ваших сегодняшних условиях интервью, вы попросили не касаться личной жизни и политики. Но один вопрос все же рискну задать: ваши резкие, эмоциональные посты с осуждением панк-молебна Pussy Riot наделали немало шума... Так вот, вам по-прежнему не жаль участниц этой команды, сидящих в тюрьме? Даже если они не правы — у них тоже маленькие детки...
— По-прежнему не жалею ни секунды о том, что в июле на сайте в порыве эмоций написала. И теперь говорю: не лезьте в мой дом, не лезьте в мой храм. Но многие не поняли, что и тогда я писала даже не конкретно об этих барышнях, которые раскаиваться не собираются, а про то, что если нам всем миром не бить в колокола, а продолжать сюсюкать, то дождемся куда больших напастей. И что же: в священный мусульманский праздник Ураза-байрам произошли теракты в Дагестане и Ингушетии, в моем родном Петербурге из храма Святой Великомученицы Екатерины украдены мощи Александра Невского, Николая Чудотворца, Петра и Февронии... Ну как тут не воскликнуть: хочешь убить народ — убей его веру!