Кто для вас «новые русские»?

20 лет назад, 7 сентября 1992-го, в пилотном номере «Коммер­сант-Daily» впервые появилось выражение «новые русские»

В английском варианте выражение new Russians имело вполне позитивный смысл – подразумевалась «формирующаяся элита российского общества с новым менталитетом и стилем жизни». 

Александр Шершуков, ответственный секретарь Федерации независимых проф­союзов России:

– «Новые русские» – это образ, который был сформирован в начале 90-х за счет усилий новой прессы, в частности газеты «Коммерсант», и который должен был символизировать успешных людей, достигших всего своими усилиями, в первую очередь бизнесменов. На практике все получилось по-другому. Было бы правильно, если бы к «новым русским» относили людей, достигших успеха в творческих областях – науке, культуре. Если бы этот термин был реализован в этой среде, то, мне кажется, отношение к этому выражению сегодня было бы лучше.

Вячеслав Вдовин, председатель совета профсоюза работников РАН:

– Термин «новые русские» появился сто лет назад. В Нижнем Новгороде стоит памятник «новому русскому» с выдержкой из книги Максима Горького: «Я горжусь тем, что я новый русский». Использовано это выражение именно в том смысле, в котором используется и сейчас: гордость за то, что у него есть свое дело. Я подразумеваю под этим понятием людей, которые постарались вписаться в существующие реалии. Есть люди и вполне добропорядочные, у которых и с моралью все в порядке, и с остальным. Но в 90-е годы с моралью стало гораздо хуже. Жулики и проходимцы есть везде. Государство дало в свое время возможность людям выйти за рамки не только закона, но и морали, чем многие и воспользовались.

Леонид Ольшанский, автолюбитель-правозащитник:

– «Новые русские» – это и бандиты, и банкиры, и все те, кто не хочет жить по принципам этики и морали цивилизованного общества. Власть денег заме­няет им все.

Александр Кабаков, писатель:

– Выражение «новые русские» пришло из западных стран, когда в начале 90-х туда поехали люди, которые уже немного разбогатели, ничего не боялись, в отличие от советских туристов, многие из которых владели прилично английским, что было для советского человека вообще невообразимо. Это и были «новые русские». Сейчас уже никаких «новых русских» нет. Новые в сравнении с чем? Уже почти 25 лет свобода.

Константин Сивков, доктор военных наук, вице-президент Академии геополитических проблем:

– «Новые русские» – это люди, которые разграбили общенародную собственность, разгромили, присвоив предприятия, экономический потенциал РФ, вывезли гигантские денежные средства из России, обогатив Запад. Люди, бросившие подавляющее большинство российских граждан в нищету, разгромившие обороноспособность Российской Федерации через удушение вооруженных сил и обороно-промышленного комплекса. Они уничтожили научно-технологический потенциал России, который достался РФ от Советского Союза. Я их даже за людей не считаю.

Виктор Ерофеев, писатель:

– «Новые русские» сегодня – это прошедшая эпоха малиновых пиджаков. Сейчас все деньги уже поделены, и «новых русских» больше нет.

Алла Горбунова, член оргкомитета политической партии «Новая Сила»:

– Сейчас это понятие уже отхо­дит. Таких «новых русских», как в 90-е, практически не осталось – капиталы поделены между кланами и большими группами. Сейчас есть олигархи и обеспеченные люди, которых уже и не назовешь «новыми русскими».

Андрей Кураев, протодиакон:

– Я не знаю, что это слово означает сейчас, и не знаю, употребляется оно или нет, но в начале 90-х годов я сам с радостью называл себя «новым русским», имея в виду человека, который не зависит от государственной службы, который избавился от тотальной зависимости советского и сам строит свою судьбу. В моем понимании «новый рус­ский» той поры – это скорее фрилансер, человек свободной профессии, который сам строит свой рабочий график, свою биографию.