Редкая овсянка долетит до Венеции

67-й Венецианский кинофестиваль перевалил за середину, но однозначного лидера среди конкурсантов пока нет

Один из самых востребованных участников фестиваля — екатеринбуржец Алексей Федорченко с фильмом «Овсянки». Этого режиссера уже награждали в Венеции за дебют, остроумную мистификацию «Первые на Луне», а теперь впервые позвали в конкурс. 75-минутные «Овсянки» погружают зрителя в легенды малого народа меря, проживающего в приволжских селениях. Впрочем, от этого этноса никаких легенд не осталось, поэтому все они выдуманы сценаристом Денисом Осокиным. Двое мужчин едут хоронить жену одного из них, вспоминая по дороге интимные детали из жизни покойницы. Одну из главных ролей потрясающе сыграл Юрий Цурило.

Другой фаворит зрительских симпатий — «Где-то», новый фильм Софии Копполы. Режиссер возвращается от гигантомании «Марии-Антуанетты» к неброскому юмору «Трудностей перевода». Кризис среднего возраста застает суперзвезду Джонни Марко (Стивен Дорф) врасплох, и он осознает, что пора что-то менять. Многих зрителей, впрочем, разочаровал открытый финал картины.

Тепло приняли и Франсуа Озона, представившего фильм «Ваза», где Катрин Денев вписалась в образ домохозяйки, начинающей политическую карьеру. Вообще в Венеции хватает качественного, умного мейнстрима. Таков психологический триллер Даррена Аронофски «Черный лебедь» — в нем Натали Портман сыграла сходящую с ума балерину. Таков «Судья Ди и тайна призрачного пламени» — масштабная и многослойная сказка «гонконгского Спилберга» Цуя Харка, одного из любимых режиссеров Квентина Тарантино. А ведь Тарантино возглавляет жюри… Однако, по свидетельствам очевидцев, Тарантино и на премьере «Овсянок» долго аплодировал, причем стоя.

С другой стороны, все карты может спутать неожиданный участник конкурса. «Канава» известного китайского документалиста Вань Биня, дебютирующего в игровом кино, оказалась мощной и жуткой хроникой 1960-х — времен перевоспитания интеллектуалов на принудительных работах в пустыне Гоби. Многие в ужасе выбегали из зала, не дожидаясь финала, но никто не мог отрицать эмоциональной силы фильма.