Аристократы в небе

В субботу на радио «Эхо Москвы» в совместной с «Трудом» программе «Послужной список» ведущие говорили о летчиках гражданской авиации.

«С того момента, как пассажиры вошли в самолет, командир корабля для них — верховная власть, — говорит Владимир Козлов, бывший глава летного экипажа. — Он выше генерального прокурора, премьер-министра и даже президента. В воздухе должен командовать профессионал — во избежание беды».

Чтобы стать главой летного экипажа, нужно пройти долгий путь, а начинается он в летном училище. Основные учебные заведения в России, где готовят пилотов, — Ульяновское высшее авиационное училище и Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации.

Другие вузы выпускают конструкторов, инженеров по эксплуатации и технологов. Обучение длится пять лет, и новоиспеченным пилотам присваивается квалификация «пилот 1-го или 2-го класса». Получить профессию можно и в училищах: Сасовском, Краснокутском, Бугурусланском и в Омском летно-техническом колледже.

После двух лет и десяти месяцев учебы курсанты становятся пилотами 3-го класса и получают право управлять грузовыми самолетами. Но дипломированные специалисты получают новые знания всю жизнь: переучиваются с одного типа самолетов на другой, сдают квалификационные экзамены.

Набирают здоровяков

У абитуриента должно быть полное среднее образование, а главное, отличное здоровье. Приемная комиссия учебного заведения отправляет ребят на медицинское освидетельствование во врачебно-летную экспертную комиссию.

На первом курсе ребята начинают изучать английский язык, для чего есть причины: вся литература по технике безопасности и эксплуатации самолетов издается на английском, чтобы не было недостоверности при переводе на другие языки мира, кнопки и рычаги на панели управления также подписаны по-английски, наконец, пилоты-международники ведут переговоры с диспетчерами на английском языке.

Девушки у штурвала

В последнее время в гражданскую авиацию все чаще приходят женщины, в настоящий момент в России работают уже 13 женщин-пилотов. Ещё две курсантки учатся в Сасовском летном училище, и с одной из них компания «Трансаэро» заключила контракт. Но по сравнению с другими странами у нас летчиц не так много — в США, например, их около 2 тысяч.

Чтобы стать женщиной-пилотом в Америке, нужно либо пройти обучение стоимостью 10 тысяч долларов, либо отслужить восемь лет в армии. Конечно же, будущие летчицы должны быть годными по здоровью и подходить психологически.

Тренируйтесь, господа

Ни мужчины, ни женщины не могут стать пилотами пассажирского самолета сразу после окончания учебного заведения. Чтобы претендовать на эту почетную должность, необходимо налетать не менее 250 часов на грузовых воздушных судах.

А чтобы стать командиром летного экипажа, нужен ещё больший стаж и багаж знаний. «Если пилот становится командиром корабля, — говорит Владимир Козлов, — значит, он все равно что академик или десять профессоров в одном лице».

Опасные деньги

В нашей стране более 200 авиакомпаний, и пилоты без проблем могут устроиться в любую из них — кадров катастрофически не хватает. Но большинство летчиков стремятся в «Аэрофлот», S7 или «Трансаэро», где командир корабля зарабатывает до 250 тысяч рублей, а второй пилот — до 200 тысяч.

В региональных компаниях предлагают меньше — от 80 тысяч рублей. Однако и при таких доходах пилоты часто уезжают за рубеж: в США, например, командир воздушного судна получает 30 тысяч долларов в месяц.