Позавчера с единственного российского авианосца "Адмирал Кузнецов", участвующего в учениях в Северной Атлантике, из-за обрыва троса аэрофинишера при посадке упал за борт и утонул палубный истребитель Су-33. Летчик подполковник Юрий Корнеев успел катапультироваться и был поднят на авианосец спасательным вертолетом. А вчера пришлось и вовсе прекратить полеты с "Адмирала Кузнецова". Еще один возвращавшийся на корабль истребитель тоже оборвал трос и на палубе удержался чудом. Военная прокуратура по этому поводу возбудила уголовное дело, а руководивший полетами начальник ВВС и ПВО Военно-Морского флота генерал-лейтенант Юрий Антипов приказал самолеты в воздух больше не поднимать и занялся служебным расследованием.
Уже понятно, что представителям промышленности вместе с прокурорами придется серьезно изучить надежность установленного на "Адмирале Кузнецове" аэрофинишерного блока "Светлана-2", который после зацепа самолета обязан резко его останавливать на пятачке посадочной палубы в 90-100 метров. Операция, надо сказать, сложная, если учесть, что махина Су-33 весит порядка 31 тонны, а садится он на скорости приблизительно в 270 километров в час. Нормальной при этом считается более чем четырехкратная перегрузка для летчика. Именно по этой причине, скажем, в ВМС США отслоение сетчатки глаз является профессиональной болезнью пилотов палубной авиации. Поэтому ничего удивительного в том, что в России летчиков, способных взлетать с палубы, куда меньше, чем космонавтов. Сегодня на "Адмирале Кузнецове", скажем, их всего около десятка на 24 находящихся на его борту истребителя.
Скорее всего, оставшийся без своего основного оружия авианосец вынужден будет досрочно возвратиться на свою базу в Видяево на Кольском полуострове. И в следующий раз в море наверняка выйдет не скоро. "Адмиралу Кузнецову" в этом отношении вообще хронически не везет, и у заводской стенки он проводит времени куда больше, чем в океане. Заложенный на стапеле еще в 1982 году, на более или менее продолжительной боевой службе он побывал лишь однажды - девять лет назад. Выход на учения в прошлом году окончился аварией штурмовика Су-25УТГ. Тогда у самолета при посадке подломилась правая стойка шасси, его со снопом искр протащило по палубе порядка 90 метров, и машина только чудом не врезалась в надстройку авианосца, что грозило бы катастрофой с труднопредсказуемыми последствиями.