Большой выдумщик и неутомимый краевед, Леонард Дмитриевич давно замыслил открыть монумент Александру Грину. И это открытие, приуроченное к 125-летию автора "Бегущей по волнам", состоялось на днях при большом стечении пермских поэтов, музыкантов, учителей и школьников.
Почему - в речке, объяснять не надо: Грин и стихия воды - две вещи вполне совместные. Но отчего - именно в Архиповке, на Урале? Ведь Грин же - крымский, феодосийский, ну в крайнем случае вятский.
А вот и не только. В 1900 году 19-летний Саша Гриневский в поисках работы отправляется из Вятки в Пермь и дальше - в Пашию. И на станции Чусовская его ссаживают с поезда за безбилетный проезд. Будущий писатель движется по шпалам вдоль речки Архиповки. Но не эта географическая привязка стала решающей для открытия памятника.
Грин, работавший на Урале и плотогоном, и лесорубом, и мывший в здешних речках золото, в "Автобиографической повести" крымского периода вспоминает пашийского лесоруба Илью, который просил Александра рассказывать сказки: "Илья был моей постоянной аудиторией. Неграмотный, он очень любил слушать, а я, рассказывая, увлекался его восхищением. За две недели я передал ему весь свой богатый запас Перро, братьев Гримм, Афанасьева, Андерсена".
Уральский великан Илья раздул в Саше Гриневском божью искру импровизатора и фантазера. Это-то и попытался "отыскать" в гранитной глыбе ученик Эрнста Неизвестного, бывший чусовлянин, а ныне житель подмосковного Жуковского, скульптор Виктор Бокарев. Видимо, это ему удалось, если Евгений Евтушенко, приехавший в эти дни погостить к Леонарду Постникову с новой книжкой стихов "Памятники не эмигрируют", был щедр на восторженные слова.
Известно, что крымский затворник умер в полном забвении в 1932 году. Странное дело, но с той поры нигде в России не было памятника Грину в полный рост. Поэтому символично, что Александру Степановичу суждено было подняться в полный рост именно там, где он впервые ощутил писательское призвание.