О ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФАХ
Насколько велика их угроза и чего особенно стоит опасаться? На этот вопрос попытался ответить представитель крупнейшей в России газотранспортной компании "Кавказтрансгаз" Григорий Рубан. По его образному слову, опасаться следует геенны огненной, причем не на том свете, а на этом...
Газовики и нефтяники всерьез озабочены нынешней ситуацией: возгорания и взрывы, не придающиеся пока широкой огласке, становятся почти нормой во многих регионах. Связаны они не только с высоким износом магистральных труб (требуется замена 23 тысяч километров газопроводов), но и с "бунтом" старых скважин. Это касается прежде всего традиционных газодобывающих регионов, таких, как Краснодарский край, Оренбургская область, Западная Сибирь. В Ставропольском крае, например, где пик газодобычи приходился на 50-60-е годы, многие заброшенные скважины до сих пор находятся под давлением.
Геологоразведка минувших лет признавала только высокие результаты. И если дебит скважины чем-то не устраивал газодобытчиков, ее закрывали по упрощенной технологии. И вот результат: в прошлом году в центре Ставрополя из-под земли неожиданно вырвалось пламя -газовый фонтан пробил ненадежную заслонку. В городе Изобильном до сих пор прямо во дворе школы под давлением находится скважина, а в поселке Рыздвяном их целых три. В любую минуту может случиться беда... Примеры можно продолжить.
- У нас нет надежных технологий ликвидации старых скважин, нет и необходимых средств, - подчеркнул Г. Рубан. - Тем не менее проблема существует, и она выходит за рамки компетенции Газпрома. Нужна государственная программа по поиску, ремонту и ликвидации старых скважин. Нужны прямые инвестиции для предотвращения техногенных катастроф.
Еще одна важнейшая задача - повышение надежности магистральных газопроводов. Решить ее можно прежде всего за счет антикоррозийного мониторинга. Сегодня на предприятиях "Мострансгаза" и "Уралтрансгаза" уже применяется система мониторинга "Пульсар", разработанная ГУП "Парсек". Но предстоит пойти еще дальше - к полному мониторингу газотранспортных систем. Актуальность этой задачи подчеркивается необходимостью расширения ресурсной базы и условиями освоения новых месторождений, расположенных в труднодоступных зонах Крайнего Севера и на шельфах арктических морей.
ЗАЧЕМ РАСШИРЯТЬ РЕСУРСНУЮ БАЗУ?
Подъем экономики и энергетическая безопасность страны зависят в первую очередь от динамики развития материально-сырьевой базы. Стратегическими запасами нефти и газа страна должна быть обеспечена на 50 лет вперед. Сегодня этого нет.
- Шесть лет подряд мы приращиваем меньше запасов, чем тратим, - констатировал заместитель министра энергетики Евгений Морозов.-Основные месторождения Западной Сибири, которые 20 лет подряд обеспечивали страну газом и нефтью, значительно выработаны. Однако спрос на первичные энергоносители увеличивается, его надо удовлетворять в полной мере.
Достичь этого можно за счет ввода в эксплуатацию новых месторождений, наиболее перспективными из которых являются газоносные структуры Пур-Тазовского района, полуострова Ямал, Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также шельфы моря Лаптевых, Баренцева, Карского, Восточно-Сибирского морей.
Для освоения этих поистине "диких" мест требуется создать мощную и, по сути, уникальную инфраструктуру. Работники оборонных предприятий предложили неординарные решения назревших задач и совершенно фантастические, как еще недавно бы показалось, технологии. Кстати, часть из них сегодня отрабатывается на главном пусковом объекте Газпрома - Заполярном месторождении. Как рассказал член правления ОАО "Газпром" Василий Подюк, впервые при строительстве скважин на "Заполярном" применяется метод скоростного бурения, который впоследствии будет применен в обустройстве шельфовых месторождений. Кроме того, Газпром совместно с "Росшельфом" и ЦКБ "Лазурит" уже 10 лет работает над технологиями подводного бурения. Генеральный конструктор и по совместительству генеральный директор "Лазурита", Герой России Николай Кваша познакомил газовиков и нефтяников с новейшими разработками своего предприятия - подводно-подледными комплексами (ППК), предназначенными для круглогодичного бурения на глубоководном шельфе Арктики. Реализация этого проекта станет настоящей сенсацией в мировой практике. До сих пор для работ на шельфе весь мир использовал только ледостойкие платформы. Теперь наряду с ними предлагаются не только высокотехнологичные, но и более дешевые конструкции: стоимость ППК вдвое ниже стоимости традиционных платформ.
Ресурсодобывающая база России не случайно расширяется в сторону моря. По подсчетам экспертов, объемы разведанных на сегодняшний день запасов Арктического шельфа составляют 100 миллиардов тонн условного топлива.
Между тем затраты на обустройство новых месторождений будут как минимум втрое превышать все предыдущие, а значит, объективно будет расти цена на газ.
ГАЗ - НЕ ДЕШЕВКА
Смогут ли за него платить потребители? Смогут, отвечали производители и потребители газа.
Они разрушили распространенный миф о том, что повышение цен на энергоносители "угробит отечественную промышленность".
- Например, в металлургии газ используется как необходимая добавка в технологическом процессе. Поэтому вопросы цены на газ для нас существенны, - сказал представитель объединения металлургических заводов России, в состав которого входит крупнейший Новолипецкий металлургический комбинат, Владимир Мизин.-На конгрессе прозвучало, что в ближайшие два года цена на "голубое топливо" возрастет в 2,3 раза, а потом еще в полтора. Считаю, это вполне разумное решение. Цены на газ на внутреннем рынке совершенно неоправданно занижены - 17 долларов за 1000 кубометров, тогда как на экспорт газ идет по цене 100 долларов. Считаю, что в России для промышленных потребителей цены можно довести до 50 долларов за 1000 кубов, и мы готовы заплатить эту сумму. Но нам нужны гарантии Газпрома хотя бы на 5 лет, что цена на топливо и объемы поставок в течение этого времени останутся неизменными.
Вопросы государственного регулирования цен на энергоносители, а также налогообложения и таможенных пошлин, от которых во многом зависит эффективность базовых отраслей экономики, были отражены и в докладе Е. Морозова. Он подчеркнул, что на реализацию энергетической стратегии в ТЭК в течение 20 лет потребуется 550-600 миллиардов долларов. Однако при разумной политике в ценообразовании и налогообложении 80-90 процентов инвестиций, необходимых для развития топливно-энергетического комплекса, могут быть сформированы за счет внутренних источников хозяйствующих субъектов. И только 10-20 процентов составит заемный и акционерный капитал.
Немалая доля инвестиций должна пойти на развитие новых высоких технологий для ТЭК. Для этого предстоит создать целевой фонд, куда будут отчисляться средства предприятий топливно-энергетического комплекса.