Сергей Есин, писатель, ректор Литературного института:
- Телевидение "открылось"
Сергей Есин, писатель, ректор Литературного института:
- Телевидение "открылось" бенефисом рекламы - урожай обильный, как яблок перед войной, и сразу стало ясно, кому это в первую очередь нужно. Что касается отзвуков минувшей останкинской трагедии: как? что? почему? кто виноват? - то позволю себе привести цитату из только что выпущенной книги "Дневники" директора императорских театров В.А. Теляковского: "По докладу ревизора-техника оказалось, что все приспособления, сделанные для тушения пожара в Большом театре и стоившие 30 тысяч рублей, не могут действовать, ибо требуют напряжения машины в 100 лошадиных сил. По составленному акту все исправно, но упустили из виду, что пробовали это днем, когда машины не заняты освещением театров. Вечером машинист не может дать 100 лошадиных сил, ибо потушит освещение в театре и будет страшная паника. Итак, истратив 30000, мы в течение трех лет имели устройство, не могущее оправдать свои задачи в случае пожара. Кто виноват -теперь разбирать трудно. Но должен сказать, что техники, подписавшие счет, должны быть привлечены к ответственности, ибо так нельзя относиться к делу".
Написано это ровно сто лет назад в 1900 году. Изменилось ли что-либо в Российской империи?
Александр Брагинский, кинокритик:
- Мне нравятся передачи нашего ТВ, посвященные юбилеям достойных людей. Именно это случилось не так давно, когда "столкнулись" два юбиляра-кинорежиссера - П. Тодоровский (75 лет) и Г. Данелия (70 лет). ТВ хорошо подготовилось к этим событиям, и телезритель имел возможность пересмотреть ленты этих классиков российского кино. Лучше других, как мне показалось, это удалось РТР, где сначала была "Круглая дата" о Г. Данелия с интервью и фрагментами из фильмов, а затем И. Дыховичный в своей программе "Кино" не пожалел места для подробного разговора не только с П. Тодоровским, но и с членами его семьи, тоже кинематографистами. Сохраняя нужный такт и только излишне кося в сторону монитора, автор программы сумел, в лучшем смысле этого слова, спровоцировать Петра Ефимовича на очень интересные признания и откровения. Г. Данелия был более лаконичен, его вообще трудно разговорить, но зато показанные фильмы ("Орел и решка", "Настя", "Не горюй") говорили сами за себя. 70-летию композитора А. Петрова была посвящена авторская программа Э. Рязанова на ОРТ, а прекрасному актеру В. Гафту "Культура" посвятила большой спектакль по Гюго "Вознаграждение-1000 франков". Все по делу и очень интересно.
Канал "Культура" отметил десятилетие со дня смерти С. Довлатова, показав полностью спектакль Театра им. Моссовета "Заповедник" по произведению этого прекрасного писателя. Может быть, я не прав, но С. Довлатов лучше "звучит" по радио, чем "смотрится" на ТВ. Театральные постановки вообще надо как-то "приспосабливать" для показа на ТВ. Чудеса типа "Соло для часов с боем" во МХАТе -исключение, которое лишь подтверждает правило...
Юрий Кублановский, поэт:
- Кончилось лето, и пришла пора подытожить, кто же был телегероем этой страдной и трагической поры. Кажется, особенно много за пару летних каникулярных месяцев, пока гостил в России, успел сделать писатель-эмигрант Василий Аксенов. Публично отчитал за "абстрактный гуманизм" Гюнтера Грасса. Потом вместе с Б. Березовским учредил движение по защите демократии от тоталитарной угрозы. Наконец, на пару с А. Руцким организовал комитет помощи семьям погибших моряков, куда чудным образом от неизвестных жертвователей тотчас поступил миллион баксов. Все это мы могли наблюдать и слышать в самое смотрибельное время на самых популярных каналах. Но вот В. Аксенов вернулся за океан, и сделалось сразу пусто: писателей, живущих в России, наше телевидение не балует.
Канал "Культура" поделился с НТВ эфирным временем. И на что же было использовано это драгоценное "время культуры"? Оказывается, на показ похабщины Тинто Брасса, впрочем, желанного гостя недавнего Московского кинофестиваля. Жалкая смычка культуры и порнографии.
Анатолий Маркуша, писатель:
- Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Передачи ТНТ я, признаюсь, прежде не смотрел. А случилась беда в Останкино, включился: выбора не было. И узнал много нового и неожиданного. Прежде всего ТНТ великолепно, на мой взгляд, подает новости. "Сегодня в столице" звучит дельно, сжато, язык ведущего чистый, вполне русский.
Не будучи большим поклонником рекламы, обнаружил на ТНТ весьма своеобразную подачу этого "продукта". Без надрыва и базарного завывания, без глупейших рифмовок вроде "секрет побед", "в любом месте веселее вместе". Зрительный ряд смонтирован со знанием дела, без намеков на недостатки и достоинства женского тела. Соблюдена мера. По-деловому даются советы хозяйкам. Предлагая купить украшения для любимых женщин, например, нам не только показывают товар лицом, но и называют цену каждого изделия: это - для богатых, а это - для людей со скромным достатком.
И все же не обойдусь без ложки дегтя... На ТНТ показали "драку без правил" из США. Балдеть на подобном зрелище - дело американцев, но нашему телеведущему Фоменко, дико оравшему "ой-ой-ой", "ай-ай-ай", "е-мое", - просто позор! Негоже уподобляться родному братцу Эллочки-людоедки. Такая передача превращается в пособие для ублюдков, чинящих погромы на наших футбольных матчах.