60 лет назад на полигоне в Семипалатинске была взорвана первая в мире водородная бомба
То, что случилось на полигоне в казахских степях 12 августа 1953 года, историки оценивают по-разному. Есть те, кто говорит о разорительной гонке вооружений, в которую втянулась тогда наша страна и в итоге надорвалась к концу ХХ века. Есть те, кто доказывает, что именно та бомба оградила страну от новых страшных испытаний. Одно очевидно: это был огромный успех советской науки, сумевшей в разгар холодной войны дать стране надежный ядерный щит. О том, как создавалось это сверхмощное оружие, о его военно-политическом значении рассказывает «Труду» президент Академии военных наук, доктор военных и исторических наук, генерал армии Махмут ГАРЕЕВ.
То, что произошло шесть десятилетий назад, действительно было колоссальным достижением. Страна, не успев еще толком оправиться и залечить раны после страшной войны, все же сумела в начатой Соединенными Штатами ядерной гонке не только догнать соперника, но и опередить его. Как известно, американцы усилиями таких ученых с мировыми именами, как Роберт Оппенгеймер, Энрико Ферми и другие, первыми создали, испытали, а в августе 1945 года и применили атомные бомбы, сбросив их (подчеркну: без особой нужды!) на японские города Хиросиму и Нагасаки. В Вашингтоне хотели продемонстрировать всему миру, и прежде всего Советскому Союзу, американскую военную мощь и решимость.
Это был вызов, который СССР обязан был принять, чтобы избавить себя от постоянного ядерного шантажа. Надо было как можно быстрее догонять ушедших далеко вперед американцев. И уже через четыре года, 29 августа 1949-го, была успешно испытана в Семипалатинске советская атомная бомба. Страна ценой огромных усилий и лишений получила ядерный щит.
Новым витком в ядерной гонке стала работа над созданием еще более мощной бомбы — водородной (или, как ее еще называют, термоядерной). США 1 ноября 1952 года взорвали первый термоядерный заряд на атолле Эниветок. Устройство, испытанное американцами, фактически не являлось бомбой, а представляло собой лабораторный образец — «трехэтажный дом, наполненный жидким дейтерием», — выполненный в виде специальной конструкции. Советские же ученые разработали именно бомбу — законченное устройство, пригодное к практическому применению. Так что можно считать, что создал первым водородную бомбу именно СССР.
Первое советское термоядерное устройство имело несколько названий — и РДС-6, и «Слойка», и «Джо-4». «Слойка» — потому что оно напоминало слоеный пирог. Его проект был разработан в 1949 году еще до испытания первой советской атомной бомбы в ту пору малоизвестным 28-летним физиком Андреем Сахаровым в содружестве с Виталием Гинзбургом. На Западе «Слойку» стали именовать «Джо-4», так как первые советские ядерные испытания получали в США кодовые наименования от американского прозвища Иосифа (Джозефа) Сталина — Дядя Джо. Мощность взрыва «Слойки» была эквивалентна 400 килотоннам.
После проведения Соединенными Штатами испытаний «Иви Майк», которые доказали возможность создания мегатонных бомб, советские физики стали разрабатывать другой проект. Работа, которую вели Франк-Каменецкий, Трутнев, Сахаров и Зельдович, привела в 1955 году к созданию водородной бомбы мощностью 1,6 мегатонны. Дальнейшее развитие новой идеи показало практическое отсутствие принципиальных ограничений на мощность термоядерных зарядов. Советский Союз продемонстрировал это испытаниями 30 октяб-ря 1961 года, когда на полигоне архипелага Новая Земля на высоте 4 тысячи метров была взорвана бомба мощностью 58 мегатонн, доставленная бомбардировщиком Ту-95. Ударная волна после взрыва три раза обогнула земной шар! Это было самое мощное взрывное устройство, когда-либо разработанное и испытанное на Земле. Недаром его называли Царь-бомбой. А еще у супербомбы появилось прозвище «кузькина мать» (именно в таких выражениях тогдашний советский лидер Никита Хрущев грозил империалистам, уверяя, что СССР готов взорвать и сотню мегатонн, но заряд уменьшили, чтобы не побить стекла в Москве).
Эдварда Теллера называют отцом американской водородной бомбы, а Андрея Сахарова — отцом советской. Не буду говорить о Теллере, что же касается Сахарова, то, конечно, роль его в создании нашей водородной бомбы велика. Об этом свидетельствуют и награды Сахарова (которых, правда, он потом был лишен за свою диссидентскую деятельность): трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской и Ленинской премий. И все же называть Андрея Дмитриевича отцом советской водородной бомбы, мне кажется, было бы некоторым преувеличением. В работе над этим оружием был задействован целый коллектив талантливых ученых, и каждый внес свой вклад в достижение результата. Но, разумеется, и преуменьшать заслуги Сахарова, как это делали в годы его опалы, тоже нельзя. Это было бы искажением исторической правды.
Судьба Сахарова, считаю, трагична. Он работал над созданием бомбы, искренне считая, что она необходима нашей стране, поскольку нельзя допустить ядерной монополии США. Он был счастлив, когда цель была достигнута. Но в какой-то момент Сахаров вдруг ужаснулся мощи созданного с его участием оружия, его невероятной разрушительной силы. Он ощутил и свою личную ответственность за то, что такое оружие существует и представляет реальную опасность для человечества. Наверное, такой поворот в сознании ученого заставил его отойти от работы над ядерной тематикой, а потом и изменить свои политические взгляды. И привел в конце концов в ряды диссидентов.
Но если мыслить категориями геополитическими, нельзя не отметить огромного значения самого факта создания в СССР водородной бомбы. Весь мир, и преж-де всего Соединенные Штаты, убедился в колоссальном научном и военно-техническом потенциале нашей страны, способной в короткие сроки решать сложнейшие задачи. Надежды Вашингтона на ядерное превосходство, а значит, и на возможность шантажа и мировую гегемонию тогда не сбылись. А могучий потенциал советской науки и техники показали и последующие годы: 4 октября 1957 года СССР первым запустил искусственный спутник Земли, а 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин первым в мире отправился в космическое путешествие. Теперь у нас был не только ядерный, но и ракетно-ядерный щит, и в начавшейся космической гонке догоняющими оказались американцы. Так что мы с благодарностью должны помнить обо всех тех, кто добивался этих героических свершений на земле и в космосе во имя безопасности страны.