В арт-центре «Ветошный» проводится выставка «Пространство кукол»

В его постоянной экспозиции находятся работы известных мастеров, антикварные экземпляры и реплики старинных игрушек

Создание авторской куклы — это не просто прикладное искусство. Это настоящее творчество, плодами которого становятся удивительные, оригинальные, неповторимые куклы. Они выглядят не как игрушки, а как таинственные живые существа, застывшие на своих местах, но не перестающие наблюдать за теми, кто пришел их увидеть.

Выставка «Пространство кукол» открыта в арт-центре «Ветошный». В его постоянной экспозиции находятся работы известных мастеров, антикварные экземпляры и реплики старинных игрушек. Куклы Ивонн Флипс, Нел Груттедде, Лауры Скаттолини, Элизы Галлеа, Марины Бычковой, Яны Боевой, Алланы Швайликовой, Маргариты Ивановой и многие других можно не только увидеть, но при желании и купить. Идеи авторов воплощены в пластике, фарфоре, глине, сибирском кедре, поролоне, глине, шерсти, войлоке, ткани. Это и «звездные куклы» Светланы Пчельниковой в фантастических одеждах, и куклы-копии Высоцкого в роли Жеглова, группы «Битлз», Путина и Медведева с фотоаппаратом. Среди экспонатов можно найти не одного Деда Мороза, Петра I, Суворова, Чарли Чаплина, миниатюрных кукол с названиями «Терроризм», «Ночь», «День», «Майя», «Ева», «Мария-Антуанетта», «Капитан Сильвер». Свое место занимают и интересные, сложные композиции. Наиболее запоминающиеся — три кукольные композиции «Орлеанская дева» работы Татьяны Ляхович, изображающие Жанну д’Арк обращающейся к священнику, ведущей за собой войска и привязанной к столбу над костром. Задорно улыбается с гармошкой в руках кукла «Теркин» Владимира Короткова. Черты знакомой каждому Моны Лизы можно найти в своеобразной работе Натальи Горбуновой «Духовная пища». Интересными экспонатами являются точные копии шарнирных безликих кукол, найденных на раскопках в Древней Греции.

Роман Брусенский (Главное - участие). Фото автора

Интересно, что у кукол древности не было прорисовано лицо. Считалось, что в безликие куклы не вселится злой дух и они не принесут вреда ребенку. Лица современных кукол завораживают. Румянец на щеках кажется теплым, а мастерски прорисованные глаза — живыми. Кажется даже, что они наблюдают с высоты своих постаментов из-за стекол стеллажей и ждут наступления темноты. Некоторые кукльные мастера и любители утверждают, что у кукол есть душа, у каждой игрушки — своя энергетика. Спорить об этом бессмысленно, но, возможно, такое отношение к куклам — наследие наших предков, у которых куклы выполняли сакральную функцию, считались оберегами. Они часто также делались безликими. По одному из поверий, даже едва намеченные глаза или рот могли сделать куклу самостоятельным существом, которое к тому же могло содействовать злым духам. Традиции изготовления тканевых кукол передавались внутри рода. Женщины были хранительницами секретов изготовления кукол и передавали это знание из поколения в поколения. Так, считалось, что изготовление таких тряпичных игрушек должно проходить без применения острых и режущих предметов. Поэтому ткань чаще всего рвали и скручивали.

Работа Светланы Пчельниковой. Фото автора

Провожая мужчину на войну или перед долгой разлукой, супруга вручала ему маленькую куклу, сделанную из своих волос и лоскутков своей старой одежды. Такой оберег должен был спасти мужчину от несчастий и обеспечить его верность жене. Специальными куклами подметали пол в доме после ссоры — «выметали сор из избы». Кукла с первых лет становилась лучшей подругой девочки. После замужества 14 — 15-летняя жена забирала всех своих тряпичных «девиц» и продолжала играть уже в доме мужа под присмотром свекра. Многие куклы, особенно призванные помогать в беременности и родах, передавались от матери к дочери.

Нел Грутедде (Лаура). Фото автора

Искусно выполненная шарнирная кукла была найдена в 1889 году при раскопках гробницы маленькой римлянки. Древняя кукла изготовлена из слоновой кости, у нее изящное лицо и прическа по римской моде того времени. Маленькие римлянки всю жизнь проводили со своими куклами, в день свадьбы возлагая их на алтарь Венеры — богини любви. Если девочка не доживала до замужества, то кукла навсегда оставалась с ней в гробнице.

Куклы из-за своего сходства с человеком использовались и в магических ритуалах. Самые известные магические куклы — куклы вуду. Связь между такой игрушкой и человеком устанавливалась при помощи личных вещей, волос, частиц ногтей человека. Вуду — магия африканских народов - пришла в Новый Свет вместе с невольниками. Облив куклу маслом («маслом мести» или «подчиняющим маслом»), проткнув булавками и прочитав соответствующее заклинание якобы можно нанести вред человеку. Связав куклу с собой и облив, к примеру, «маслом скорой удачи», можно улучшить свои дела.

Лариса Медведева (Инки). Фото автора

Куклы-лекари использовались многими народами. Сделанные для больного, они во время болезни ежеминутно находились с ним, а после исцеления - сжигались. В такие куклы зашивались целебные травы, камни, песок. В исламском мире куклы также известны давно. Детям не возбраняется играть с куклами вне зависимости от того, прорисовано лицо или нет. Но во время молитвы игрушки, имеющие сходство с человеком, плотно накрывают или прячут, чтобы молитва не показалась адресованной им.

В средневековой Европе католическая церковь относилась к куклам крайне отрицательно, считая их магическим атрибутом. Кукольным театрам, распространенным по всей Европе, священнослужители пытались придать религиозную направленность. Но попытки создания кукольных мистерий не увенчались успехом, хотя появился и стал популярным вертеп - многоярусный кукольный театр, в котором в канун Рождества разыгрываются сцены, связанные с рождением Иисуса Христа.

Елена Тимкаева (The Beatles). Фото автора

Во второй половине XIX века производство кукол стало массовым. Открытая в 1850-м году в Париже кукольная фабрика мадемуазель Урэ выпускала около ста кукол в год. К концу века лидирующие позиции по производству кукол заняла Германия.

В середине XX века от индивидуальности кукол ничего не осталось. Пластиковые красавицы тысячами поступали и поступают на прилавки вместе со множеством нарядов, детьми, кукольными домами. Сегодня заводская кукла — это типовая бездушная игрушка. Авторская кукла - произведение искусства со своей душой, судьбой. Она удивительна, неповторима и способна пленить любого.