Своим путем
- Эдуард Джабеевич, какие выводы можно сделать сегодня из событий августа 2008-го?
- Выводы должны делать те, кто привел ситуацию к такому разрешению. Те, кто вооружал Грузию, кто не искал первопричин конфликта. После Второй мировой весь мир осудил фашистскую идеологию. К сожалению, ее ростки встречаются сегодня в Грузии. Мы старались противостоять этому. К несчастью, как и в 1930-е годы, когда мир заигрывал с гитлеровским национализмом, сегодня США заигрывают с грузинским. Я хочу, чтобы август 2008 года стал последней страницей в мировой истории, когда целый народ оказался в такой ситуации.
- Возможно ли урегулирование отношений с Грузией?
- Республика Южная Осетия никогда не вернется в состав Грузии. Мы не свернем с пути, который определили для себя.
Когда я слышу, что режим Саакашвили является маяком демократии на постсоветском пространстве, мне хочется всем тем, кто так говорит, пожелать иметь такую демократию у себя.
- В последнее время участились провокации на грузино-югоосетинской границе. Мин-обороны РФ официально заявило, что готово применить силу для защиты вашей республики. Не считаете ли вы, что события, подобные прошлогодним, повторятся?
- Грузинские "Грады" постоянно отрабатывают тактику нападения на пограничный Ленингорский район. Я знаю, что вторжения не будет. Они просто запугивают людей. При этом европейские наблюдатели бездействуют.
Россия не намерена аннексировать территорию Южной Осетии. Есть желание народа войти в состав России, объединиться с Северной Осетией. У российского руководства таких настроений нет. Россия признала суверенное государство и не хочет попирать его права. Российские войска находятся здесь на основе соглашения, которое строго выполняется. Мы сами определили места и сроки нахождения российских военных баз в республике. Это полностью соответствует международным нормам.
- Есть ли шанс, что независимость Южной Осетии признает еще кто-то кроме России и Никарагуа?
- Мы не собираемся форсировать признание Южной Осетии, но активно работаем со странами Ближнего Востока, Африки и, конечно, СНГ. Убежден, что в ближайшее время последует признание другими государствами. Это неизбежный процесс. Когда у нас были выборы в парламент, наблюдатели из Европы и Латинской Америки признали, что они прошли на высоком уровне. Это говорит о том, что государственность Южной Осетии, несмотря на молодость, дает фору демо-кратии в Грузии, на Украине, в Молдове, где все время политические кризисы. Им нужно учиться демократии у Южной Осетии и Абхазии.
Нужны штукатуры и агрономы
- Как в течение года происходило экономическое взаимодействие с Россией?
- Россия выполняет в полном объеме свои обязательства. В этом году нам выделено 2,2 млрд. рублей на восстановление, в следующем - около 10 млрд. Сегодня все хотят, чтобы в течение месяца восстановили их дома. Но в Южной Осетии коммуникации не строились с 1957 года. Зачем нам асфальтировать улицы, если все равно нужно класть водопровод, прокладывать кабели, канализацию? Чтобы пускать пыль в глаза? Разберемся с коммуникациями - примемся за дороги и дома.
- Что происходит на рынке труда Южной Осетии? Наверняка вам нужны строители в большом количестве.
- Дефицита в рабочих местах нет - по разнорабочим у нас предложение превышает спрос. Есть дефицит узких специалистов. На восстановление объектов социального назначения требуется минимум 6600 человек. У нас столько людей нет. За 20 лет молодежь привыкла воевать и защищать свои семьи. Чтобы их переучить, требуются не просто ПТУ, а разнопрофильные колледжи - нам нужны строители, сантехники, сварщики, механизаторы, агрономы. Высшее образование наши ребята будут получать в России. Специалистов среднего уровня нужно готовить на месте. Это большая работа на многие годы.
- Есть ли какие-то югоосетинские особенности преодоления кризиса?
- От кризиса в первую очередь пострадали США. Поскольку у нас с США отношений нет, кризис обходит республику стороной. Наш, местный кризис, начался 20 лет назад, когда Грузия блокировала республику и всю нашу экономику. В 2001 году, когда я стал президентом, в бюджете было 4767 рублей, долгов - 37 млн. рублей, доходная часть составляла 68 млн. рублей. Сейчас - больше 2 млрд. рублей.
Спасибо, Россия!
- Если российская армия в августе 2008-го не поддержала бы Южную Осетию, как развивались бы события?
- До тех пор, пока в живых оставался хотя бы один патриотично настроенный осетин, здесь была бы партизанская война. Мы бы потеряли большую часть населения. Нас спасла Россия. И наш народ всегда будет помнить мужественное решение, принятое президентом России. Мы всегда будем отдавать должное каждому гражданину России, каждому солдату и офицеру.
- Где и как лично вы планируете отметить первую годовщину независимости республики?
- В Цхинвали вместе со своим народом. Хотя август для нас всегда был трагическим месяцем, 26 августа - день признания независимости Южной Осетии и Абхазии Россией - мы будем отмечать как великий исторический праздник.