ЕЩЕ НЕ КРАСНЫЙ
Наш читатель, назвавшийся в интернете Найком, предложил поговорить о так называемом русском стиле езды. "Не случайно же, - пишет Найк, - только в России обычный светофор имеет не три цвета, а как минимум пять: красный, желтый, зеленый, еще не красный, почти зеленый". Не могу ничего возразить. Я спросил нескольких водителей: как действовать, когда светофор показывает сразу красный и желтый? Примерно половина ответили правильно: после такого сигнала должен загореться зеленый, а вот дальше... По правилам это означает, что водитель обязан стоять на месте, но приготовиться к движению. Однако две трети опрошенных сказали, что при красном и желтом они уже трогаются с места. Почему? Привыкли! И таких привычных мелочей набирается очень много.
НЕ УВАЖАЕШЬ - ЗАСТАВЯТ
Мы еще не умеем осаживать нарушителей, которые не включают поворотники, не соблюдают разметку, не держат нужную дистанцию в потоке и так далее. Между тем за рубежом уже давно заведено такое правило. Каждый водитель там имеет телефон, по которому может сообщить о своих неприятных впечатлениях от езды соседа по транспортному потоку. Вместо того чтобы возмущаться некорректным поведением кого-то на дороге и слать в его адрес проклятия, он набирает номер дорожной службы и сообщает о нарушителе. Это не значит, что полицейские моментально бросятся искать невежливого водителя, но то, что при случае его остановят и сделают внушение, точно.
НЕ НАЕЗЖАЙ
Такая картинка - на каждом переходе. Вот автомобиль остановился прямо на "зебре", пешеходы ругаются, кто-то показывает характерным жестом водителю, что он не прав. Тот - ноль внимания. Смотрит в никуда, как будто это не он заставил людей обходить машину, протискиваться в щелки между авто или вообще топать по проезжей части, а не по полосатому полотну. Стоит ли удивляться тому, что пешеходы боятся автомобилей даже тогда, когда переходят улицу в отведенном для этого и обозначенном месте? Мало ли чего взбредет в голову водителю, думают они.
И опять - маленький опрос случайных водителей: пересекают ли они так называемую стоп-линию, которая нанесена за несколько метров от "зебры"? Подавляющее большинство автомобилистов этот дорожный знак игнорируют. И подводят под свое нарушение базу: дескать, если я остановлюсь перед стоп-линией, то найдется "красавец", который втиснет свою машину впереди, заехав при этом на "зебру".
Между тем по правилам знак остановки нужен не только для того, чтобы не пугать пешеходов и не мешать им переходить улицу. Он нанесен для того, чтобы водитель в первую очередь мог следить за сигналами светофора. Водители, переехавшие линию примерно на полкорпуса, изгибаются, наклоняются вниз, что только ни делают, чтобы вовремя заметить, когда загорится зеленый. Акробатика какая-то. А если они находятся в это время в правом ряду, то перекрывают напрочь путь автобусам и большегрузным машинам, поворачивающим направо.
Опять привычка? Дело не только в ней, но и в том, что в России за такие нарушения ПДД автомобилисты практически не несут никакой ответственности. Наказание за невыполнение требования ПДД уступать дорогу пешеходам, велосипедистам выражается в виде устного предупреждения или штрафа в размере 100 рублей. Одно время в Москве, помнится, гаишники останавливали водителей, которые пересекают стоп-линию или выезжают на "зебру". Потом прекратили. 100 рублей - разве это деньги?!
ДЕЛО НЕ В ХАРАКТЕРЕ
Только в России, наверное, есть понятие "мелкое нарушение ПДД". Что это? А как раз то, что карается небольшим штрафом. Как будто непонятно, что от мелкого нарушения до грубого, которое ведет к аварии, меньше шага. Если человек едет на красно-желтый сигнал светофора, то, будьте уверены, он проскочит и на красный. А пересекающий стоп-линию в следующий раз вообще не остановится перед пешеходным переходом и станет расталкивать автомобилем людей, а то и стукнет кого-нибудь.
Но, поди ж ты, иногда сами гаишники громогласно приглашают водителей нарушать дорожные правила "по мелочам". Не верите? А как расценивать заявления гаишных начальников, что, например, в праздники инспекторы ДПС не будут штрафовать и даже останавливать тех, кто совершает "незначительные" нарушения?! И еще говорят, что делается это "по традиции". Какая, к черту, традиция! Мы с этой "традицией" теряем на дорогах 30 тысяч человек в год - население солидного города.
А вот в Германии пересечение стоп-линии приравнивается к проезду на красный свет. И наказывается соответственно - вплоть до лишения права управления автомобилем. Здесь же серьезный штраф грозит даже за то, что водитель не соблюдает дистанцию в потоке, то есть подъезжает близко к автомобилю, который идет впереди. Кстати, россияне, разъезжая по Германии на автомобилях, очень редко нарушают местные дорожные правила. Так что, простите, дело совсем не в характере и не в традициях.
ОБЕ РУКИ НА БАРАНКУ
Некоторые водители часто управляют автомобилем одной рукой. Это, говорят ученые, придает им уверенности в себе. В большей степени это присуще мужчинам. Примерно 46% тех автолюбителей, которые рулят "одной левой", держат правую на рычаге переключения передач, а около 40% - на коленях. И то и другое весьма опасно в критической ситуации. Чтобы быстро среагировать, надо, чтобы обе руки дер-жали баранку сверху. Наиболее приемлемы три положения. Первое: если рулевое колесо представить себе в виде циферблата, то руки должны находиться на цифрах 9 и 15. Второе: руки на цифрах 7 и 16. И третье: на 10 и 14. Удобную позицию выбирайте сами.
КОГДА ДУМАТЬ ВРЕДНО
В последнее время появилась мода не включать поворотные огни. Статистика говорит сама за себя: основная масса российских водителей в половине случаев, когда надо обозначать маневр поворотником, этого не делают. Поэтому приведу для начала пункт ПДД, который гласит: "Перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой. При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения". Все вроде бы просто. Однако профессионалы не сомневаются, что еще в автошколах надо не только учить вовремя и правильно пользоваться поворотниками, но и доводить этот процесс буквально до автоматизма. Решил повернуть руль влево, машинально, не думая, щелкни мизинцем по рычажку поворотного сигнала. Тут не важно, едешь ты в городском потоке и перестраиваешься из полосы в полосу, сворачиваешь с пустынной дороги на более пустынную, въезжаешь с второстепенной трассы на главную и так далее. Даже во дворе или при заезде в гараж профи включают поворотники. Это и есть автоматизм. Без всяких раздумий, механически надо включать и выключать сигнал поворота, чтобы не путать едущих рядом с тобой.
Опытные водители советуют несколько расширить требования ПДД. Они, к примеру, предлагают обязательно включать поворотники или даже аварийную сигнализацию, когда автомобиль движется задним ходом или выезжает задним ходом с парковки рядом с тротуаром. Ошибкой профи считают и ситуацию, когда водитель, обогнав автомобиль по левому ряду, занимает правый без включенного правого же поворотника. А вот включать поворотный огонь, когда едешь по дороге без перекрестков, и она уходит то вправо, то влево, совсем не стоит, хотя многие так делают. Зачем? Этим вы путаете едущих за вами водителей: они ведь думают, что вы хотите развернуться.
МЕСТЬ ЗА ПАРКОВКУ
Недавно король Швеции Карл XVI Густав и его дочь принцесса Мадлен были оштрафованы шведскими полицейскими за неправильную парковку своих автомобилей (БМВ и "Лексус") у одного из ресторанов в Стокгольме. Высокопоставленным особам предъявили счет на 63 доллара за машину. И ничего - заплатили как миленькие.
А вспомнил я это случай из-за того, что у нас чаще всего водители не паркуют машины, а бросают их где вздумается. Такая, с позволения сказать, парковка, по подсчетам специалистов, только в Москве занимает 500 (!) километров свободных дорог. И даже эвакуаторы и повышение штрафов не помогают навести порядок. И никто из автомобилистов не думает, что из-за такого "пустяка" количество пробок в городе растет и растет.
Но дело еще и в другом. Очень многие водители ставят свои машины так, что рядом ни пройти,ни проехать. Мелочь? Увы, из-за этой "мелочи" столько неприятностей приключается. Например? Пожалуйста: проколотые шины. У нас очень часто именно так наказывают водителей, которые ставят автомобили как попало. Не лучше ли при парковке посмотреть, не загораживаешь ли ты кому-то выезд. Это ведь так просто - представить себя на месте другого автомобилиста.
ЧИТАЙ ДОРОГУ ВПЕРЕДИ
Есть такое выражение: "cобрал несколько машин". Это значит, что водитель стукнул автомобиль, резко и якобы неожиданно затормозивший впереди, а тот уже ударил следующий и так далее. Такие аварии происходят оттого, что многие не умеют читать дорогу, чтобы представлять, как поведут себя хотя бы 5-6 машин, находящихся впереди. Между тем ситуации только кажутся неожиданными. Они часто повторяются. И правильная реакция тоже в принципе известна.
* За несколько машин перед вами стоящее у тротуара авто показывает левый поворот. Приготовьтесь к торможению.
* Если впереди на дороге появились пешеходы, то разгоняться не надо ни в коем случае.
* Машина впереди паркуется к обочине. Будьте осторожны: водитель может открыть свою дверь, и вы ее зацепите.
* Замедлите ход, если впереди слева остановка автобуса, троллейбуса или припаркованный грузовик: из-за него могут выскочить люди.
* Вы хотите повернуть налево, но навстречу мчится авто с включенным левым поворотником. Пропустите. Это - помеха справа для вас. * В левой полосе далеко, за несколько машин до вас, кто-то показывает левый поворот. Уйдите в правый ряд. Возможно, и другие авто перед вами будет сворачивать или разворачиваться.
А ЕСЛИ НЕ ШТРАФОВАТЬ
Нашего читателя (псевдоним в интернете Лелик) тоже волнуют "мелкие" нарушения ПДД, которыми грешат практически все российские водители. Но Лелик смотрит на проблему творчески и заботится о том, как ее решить. Так, он предлагает, во-первых, упростить и сократить правила дорожного движения. "Сделать их такими, пишет он, чтобы любой троечник мог сдать экзамены. Ведь те, кто не может сдать, в основном и дают взятки экзаменаторам, покупают водительские удостоверения". Упрощать ПДД, на мой взгляд, вряд ли стоит, но сделать более понятными некоторые положения дорожных правил, чтобы гаишники не могли их трактовать по-своему, наверное, есть резон.
Второе предложение Лелика состоит в том, чтобы выдавать сначала не настоящие права, а что-то типа разрешения, с которым новичок какое-то время сможет ездить только тогда, когда рядом сидит водитель со стажем. Интересно, но, должен заметить, что многие новички, получившие водительское удостоверение, но неуверенные в своем мастерстве, так и делают: на первых порах нанимают инструктора или ездят со знакомыми опытными автомобилистами. Пока не обвыкнутся. Однако это не решает проблемы "мелких" нарушений ПДД.
Третье предложение Лелика тоже интересно: "Надо, в конце концов, чтобы актеры кино и всяких сериалов, звезды эстрады, великие спортсмены и прочие заметные и популярные люди прекратили публично ездить на красивых машинках и не пристегиваться ремнями безопасности, выезжать на встречку, нарушать "по мелочам" другие правила дорожного движения".