ВЛАДИМИР ГОСТЮХИН: "БЫТЬ ОТЦОМ ТРЕХ ДОЧЕРЕЙ СЛОЖНО"

Владимир Гостюхин, всенародно любимый "дальнобойщик", - один из самых востребованных актеров старшего поколения. Сегодня в прокат выходят "Русичи" - наш ответ Голливуду, фильм-фэнтези, где Гостюхин играет воина - наставника юного князя. С Владимиром Гостюхиным беседовал корреспондент "Труда-7" Анатолий Стародубец.

"ОДНИХ ТОЛЬКО ПРИВОДОВ В МИЛИЦИЮ У МЕНЯ БЫЛО 28"
- Владимир Васильевич, как вы считаете, актерами рождаются или все же становятся?
- Наверное, по-разному. Я родился в творческой семье. Жили небогато. Мои родители стояли у истоков создания Уральского народного хора. Отец ездил по деревням и записывал бабушек-певуний, которые еще помнили песни дореволюционной старины. Моя мама выступала в самодеятельном театре. Хорошо помню ее трогательных героинь в спектаклях "Бесприданница" и "Любовь Яровая". А я рос свердловским хулиганом. В детстве гонял в футбол, обожал играть в войнушку. В юности отчаянный был, легко ввязывался в драку. Голову мне проломили, а однажды едва не порезали. Было время, когда парень по кличке Гостюха наводил страх на лихие дворовые компании. Одних только приводов в милицию у меня было 28. И уж не знаю, как бы сложилась моя судьба, если бы однажды не попал в руки замечательного педагога Ольги Петровны Солдатовой, которая руководила театральным коллективом при Доме культуры работников торговли имени Свердлова. Я так увлекся театром и книгами, что ушел с улицы. Поступил в радиотехникум, потом Ольга Петровна помогла с театральным институтом.
- По Свердловску, который теперь Екатеринбург, не скучаете?
- Я по-прежнему его люблю. Родители там похоронены. Остались друзья. Правда, климат там поменялся. В мое время зимой 35-40 градусов мороза считалось нормальным, а теперь в январе может и дождик пойти. Жаль. Закаливающий был город. Во всех отношениях.
Кстати, скоро еду в Екатеринбург сниматься в фильме "Варвара" у Геннадия Каюмова. Я с ним работал в сериале "Гражданин начальник-3". В "Варваре" действие происходит в XIII веке. Западная Русь, крестоносцы, эпоха Александра Невского. Буду играть священника - дело для меня новое. Священнослужителем я еще не был.
- Как будете входить в образ? Уйдете на время в монастырь?
- Нет конечно. На это нет времени. С духовенством я и без того общаюсь часто. Читаю Писание. А перед съемками обязательно съезжу в Жировицкий Успенский монастырь. Есть такая знаменитая обитель в Беларуси.
- Большинство ваших героев, что называется, - мужики с руками. А в жизни вы легко решаете хозяйственные проблемы?
- Перед поступлением в ГИТИС я успел поработать на Центральном стадионе Свердловска. Сначала был электриком, потом начальником электроцеха, затем главным энергетиком. И мог с закрытыми глазами собрать и разобрать двигатель. А уж дома по хозяйству делал руками все, что нужно было. Правда, сейчас я уже не решаюсь копаться в технике. Мобильный телефон собрать еще могу, а вот что-то посложнее вряд ли. Даже компьютер никак не освою. Пылится дома в коробке и монитор, и принтер. Заняться ими некогда. Я уже пять лет в отпуске не был. Перехожу из фильма в фильм.
"БЫВАЮ ОЧЕНЬ ЖЕСТКИМ. НО ОТХОДЧИВ, КАК РЕБЕНОК"
- Вам особенно удаются роли в серьезных фильмах. А не хотелось бы немного подурачиться и сняться в комедии типа "ДМБ"?
- "ДМБ" я начал смотреть, но надолго меня не хватило - выключил. Армия - сложный механизм со своими проблемами, достойными, чтобы их отражали в самых разных жанрах. Но огульно издеваться над военными - последнее дело. Постебались, похохотали, а дальше что? Чувствуется, что режиссер сам в армии никогда не был и боится службы как огня. Я в свое время отслужил в знаменитой Таманской дивизии. Призвали после ГИТИСа, где на старших курсах я начал крепко выпивать: переживал трагическую смерть матери. Армия вернула меня к нормальной жизни. После этого в 1979-м сыграл, считаю, свою лучшую роль - старшину Кацубу в фильме "Старшина". Этот тип служивого я подсмотрел в сержанте Матренине - старшине нашей роты. Буду помнить его всю жизнь за то хорошее, что он для нас, новобранцев, сделал. Хотя службу мою безоблачной не назовешь. Все получил сполна: и высшую награду за отличную боевую подготовку - 10 суток отпуска, и наказание - 15 суток гауптвахты. Но никогда потом не жалел, что прошел эту школу жизни.
- За что сидели на "губе"?
- Мы через голову начальства написали письмо в ЦК ВЛКСМ с жалобой, что притесняют наш музыкальный ансамбль, мешают репетировать. Был большой шум, разбирательство. Мне за невыполнение приказа грозило два года дисбата. Но наш командир полка полковник Воинов не стал доводить дело до трибунала. Он поговорил со мной и понял, что я все это делал искренне, ради справедливости. По сути, он меня спас.
- Вы снялись у Михалкова в фильме "Урга. Территория любви". Почему вы больше вместе не работали?
- Не так давно Никита Сергеевич позвал меня в "Утомленных солнцем-2". Но я был занят сразу на двух проектах, пропадал на съемках в Выборге с утра до ночи, так что невозможно было выкроить ни одного свободного дня. Это уже второй случай, когда я отказываюсь от работы с Михалковым. Но надеюсь, что когда-нибудь наши пути пересекутся опять. Был бы только подходящий материал.
- А разве сейчас кто-либо может себе позволить отказать Михалкову?
- Если честно, я ждал от него совсем другого предложения. С каким жаром Никита Сергеевич рассказывал мне о задуманных им фильмах "Дмитрий Донской" и "Грибоедов"! Я завелся с пол-оборота. Но он занялся другими, очевидно, более выгодными с коммерческой точки зрения идеями. Значит, не судьба.
Я в свое время имел наглость отказать великому Товстоногову, который позвал меня на главную роль в спектакле БДТ "Разлом" по Лавреневу. Георгий Александрович здорово обиделся. Ну что поделаешь, у меня были веские причины так поступить. А после фильма "Восхождение", когда мне стали предлагать много однотипных ролей, были неприятности с самой Ларисой Шепитько. Она позвала сыграть главного отрицательного героя в следующую свою картину "Прощание с Матерой" по Валентину Распутину. Я отказался. Хотя Лариса - святой человек, моя крестная мать в кинематографе. Но предложенная ею роль была эксплуатацией уже найденного, сделанного.
- Если так круто обходитесь с мэтрами, то, наверное, по натуре вы человек жесткий?
- Бываю очень жестким. Но отходчив, как ребенок. А еще я занимаюсь режиссурой. И тут уже не до нежностей телячьих. Это две разные профессии. В будущей жизни я, наверное, буду только режиссером.
Для человека искусства самое важное свойство характера - терпение. Меня, например, после ГИТИСа и срочной службы распределили в Театр Советской Армии, но ролей не давали. И я четыре года в столярном цеху сколачивал мебель для спектаклей. Все удивлялись, как я не сопьюсь с горя. И действительно, был момент отчаянья, когда я хотел завязать с актерством и искать себя в чем-то другом. Но однажды заболел актер, и меня срочно ввели в спектакль, благо все роли текущего репертуара я знал. В зале оказался ассистент с "Мосфильма", который пригласил меня в телефильм "Хождение по мукам", затем я приглянулся Ларисе Шепитько. И моя актерская карьера резко пошла вверх. Это судьба такая. Надо было просто вытерпеть.
"ДОЧЕРИ НЕ ЗАМУЖЕМ, ПОЭТОМУ ПРИХОДИТСЯ ПОМОГАТЬ С ФИНАНСАМИ"
- Вы уже давно живете в Минске. Говорят, что недавно вам предложили возглавить киностудию "Беларусьфильм".
- Предлагать не предлагали, но разговоры такие были. Киностудия долгое время находилась в кризисе. Ушли старые мастера. Смена поколений проходит трудно. Уровень картин, снятых за последнее десятилетие, очень невысокий. Я сам давно не снимался на "Беларусьфильме". Предложений много, но мне они не интересны. Я не требую, чтобы снимали шедевры, но должны быть добротные жанровые проекты. Вот я только что вернулся из Украины, где в Киеве и Крыму снимался в восьмисерийном фильме "Смерть шпионам-2" у дебютант-ки Анны Гресь. О противостоянии шпионов Абвера и советской контрразведки во время Ялтинской конференции Сталина, Рузвельта и Черчилля в 1944-м. Основа историческая, но есть и удачный художественный вымысел, и мистика. Я там играю однорукого коменданта, майора Ромакова. Персонаж яркий, колоритный, и до самого финала непонятно, кто же он на самом деле. Так вот, я очень хотел бы, чтобы проекты подобного уровня снимались на "Беларусьфильме".
- А какова судьба первого российско-белорусского блокбастера "Око за око", который все никак не выпустит Геннадий Полока?
- Сначала нас закрыли по навету: якобы снимается паскудный фильм, оскорбляющий национальное достоинство белорусов. Хорошо, что удалось показать отснятый материал президенту. Александр Григорьевич - человек вменяемый, сказал, что материал добротный и может получиться хорошая картина. Работа продолжилась, но вскоре разорился продюсер с российской стороны. И сейчас нет средств, чтобы довести картину до ума. Не хватает одного миллиона долларов. А между тем уже пришли заявки на участие картины в трех международных фестивалях класса А.
- Ваш герой там за красных или за белых?
- Я играю большевика-коменданта дома заключенных, где содержатся заложники, среди которых и генерал царской армии. Вокруг этих персонажей и закручивается действие. Литературная основа - повесть Лавренева "Седьмой спутник" о временах "красного террора". Я видел смонтированный вариант фильма. Думаю, что сыграл там одну из лучших своих ролей.
- Говорят, на съемках "Смерти шпионам-2" вам приглянулись красоты Крыма и вы собираетесь там купить дом.
- Я уже отказался от этой идеи. Крым оставил грустное впечатление: запущенный Бахчисарай, грязный Симферополь. Окружали меня милые, добрые люди. А вот украинское телевидение разочаровало. Ну как можно всерьез обсуждать в эфире, скажем, вопрос о том, что спецслужбы должны лучше следить за каждым гражданином России, приезжающим на Украину, поскольку все россияне - потенциальные шпионы? Такой бредовой истерии я, кажется, не встречал ни в одной стране.
Что уж говорить о гонениях на русский язык, развязанных явно с подачи нынешних украинских властей. В Белоруссии, например, два государственных языка. Это случилось после всенародного референдума, который был проведен благодаря большим усилиям, в том числе и с моей стороны. Если обратиться к истории, то видно, что языковое насилие никогда ни к чему хорошему не приводило. Считаю, что выбор должен оставаться за человеком: на каком языке он хочет, на таком пусть и говорит. Ну и, конечно, надо знать или хотя бы понимать родной язык той страны, в которой живешь.
Так что я лучше построю дом с банькой в Белоруссии на моих любимых Голубых озерах. Это 200 километров от Минска. Места уникальные, напоминают живописнейшую природу Урала.
- Будет где отдохнуть всей большой семье. Кстати, чем занимаются три ваших дочери?
- Они у меня от разных жен. Старшая, Ирина, пошла по стопам моей мамы - занята в торговле. Работала в магазине, сейчас в системе "Аэрофлота" заведует билетами. Средняя, Маргарита, - гример на "Беларусьфильме", сейчас в съемочной группе у Тодоровского. Младшая, Рита, окончила журфак МГУ, мечтает работать на канале "Домашний", для которого уже сделала несколько сюжетов. Быть отцом трех дочерей сложно. Они не замужем, поэтому приходится помогать с финансами. Стараюсь даже баловать. Зарабатываю сейчас хорошо, грех жаловаться.
- Дочери критикуют ваши работы в кино?
- Случается. Особенно младшая, поскольку критиковать - это ее профессия. Некоторые роли она вообще не принимает. Организовала рок-группу, пишет песни. Жаль, в шоу-бизнесе у меня нет связей. Единственное, чем я ей помог, - дал денег на клип.
- Ваши герои на экране часто поют, а в жизни вы любите это дело?
- Конечно. Если за столом собирается хорошая компания, то поем обязательно. Я даже наглею и пою со сцены с такими ансамблями, как "Сябры", а иногда сольно, а капелла. Но читать стихи я люблю больше. В свое время поставил музыкально-поэтическую композицию по поэме Есенина "Анна Снегина", где сам читаю, а белорусский вокальный квинтет "Чистый голос" поет. С этим проектом мы много гастролировали, показывали его в Театре на Таганке. Зритель принимает на ура. Вы себе не представляете, как народ соскучился по настоящей поэзии!
НАШЕ ДОСЬЕ
Владимир Гостюхин родился 10 марта 1946 года в Свердловске. Окончил радиотехникум и ГИТИС. Первую роль сыграл в 28 лет (спектакль "Неизвестный солдат" Московского театра Советской Армии). Участвовал в 80 фильмах, среди которых "Восхождение" Шепитько ("Золотой медведь" на "Берлинале-77"), "Охота на лис" Абдрашитова (спецприз МКФ в Сан-Ремо, 1982 год), "Берег" Алова и Наумова (Государственная премия СССР, 1985 год), "Смиренное кладбище" (лучшая мужская роль КФ "Созвездие-90"), "Урга - территория любви" Михалкова ("Золотой лев" МКФ в Венеции, 1991 год), сериал "Дальнобойщики". Как режиссер в 1996-м снял фильм "Ботанический сад". Заслуженный артист России, народный артист Белоруссии. Живет с семьей в Минске. Отец трех дочерей.