ЗЛО ОЖИДАНИЯ

Отдыхавшие в очередной раз в Египте россияне почти сутки просидели в аэропорту из-за неисправности авиалайнера. И вновь виноватых нет. Каждый год за рубеж вылетает несколько миллионов россиян. Большая часть их летит по давно уже разведанным маршрутам: Турция, Египет, Греция. Именно эти страны лидируют в списке любимых мест отдыха у россиян. Но все больше отпускников вместе с морем и солнцем получают такой заряд отрицательных эмоций, что впору после отдыха ложиться на лечение.

Отдыхающие в Египте россияне почти сутки просидели в аэропорту из-за неисправности авиалайнера.
Каждый год за рубеж вылетает несколько миллионов россиян. Кто-то в Европу, кто-то на Балканы. Но большая часть все-таки летит по уже разведанным маршрутам: Турция, Египет, Греция. Именно эти страны лидируют в списке любимых мест отдыха у россиян. Но, похоже, что у четырех с половиной сотен россиян Египет перестал быть любимой страной летних приключений.
Все шло как обычно. Люди позагорали и поныряли в Красном море. Прилично отдохнули и собрались домой. Вот тут им и подложили свинью.
- Мы должны были вылетать в 22.53 в субботу, - рассказала уже в Москве одна из пассажирок злополучного рейса. - Собрали вещи, приехали в аэропорт, прошли таможню. И тут нам заявляют, что прилетевший за нами "Боинг" неисправен, вылет откладывается...
В компании "Трансаэро" нас заверили, что сразу после задержки рейса всем было объявлено, что можно ехать в гостиницу, где их ждет горячее питание и ночлег, но некоторые туристы решили остаться в аэропорту и ждать вылета там. Именно в аэропорту, в районе магазина беспошлинной торговли, и произошел конфликт, о котором представители турагентств и авиакомпании предпочитают не распространяться. Наши люди, приняв от расстройства некоторую дозу горячительного, сцепились с проходящими итальянцами и устроили небольшую потасовку. Причина прозаична: им подогнали лайнер без проблем, а нашим пришлось париться в аэропорту. Обидно. Начали с подначек, кто-то не так друг друга понял, и горячие кинулись в бой. К счастью, драку быстро растащили.
- Мы снова почувствовали себя людьми второго сорта, - делились впечатлениями наши туристы. - Деньги платим такие же, а относятся к нам гораздо хуже.
Вчера злополучный рейс прибыл в Москву. Опоздавшим на транзитные рейсы авиакомпания пообещала купить билеты за свой счет и всем выплатить по полторы тысячи рублей за причиненные неудобства.
- Это гораздо больше положенных двадцати пяти рублей в час, - рассказал представитель авиакомпании "Трансаэро" Сергей Быхало.
В "Красноярских авиалиниях" нам удалось узнать: если рейс задерживается больше 2 часов, то пассажирам предлагают воду и газированные напитки, если вылет откладывается на 6 и более часов и это сразу известно, то вас накормят горячим обедом, а в ночное время отправят в гостиницу. На вопрос, как часто так поступают с пассажирами "Красноярских авиалиний", на другом конце провода ответили, что почти каждый день то кормят туристов, то предоставляют им места в отелях. Получается, задерживаются рейсы тоже каждый день?
Заметим: детали о воде, еде, постели прописаны во внутренних правилах компаний.Это в России. А заботиться о тех, кто ожидает рейс в аэропорту иностранного государства, должен туроператор. И дальше он сам с авиакомпанией разберется.
Воздушный кодекс предусматривает выплату компенсации начиная с первого часа задержки вылета. Но какие это деньги?! 25 рублей за час! Штраф привязан к МРОТу, а он сегодня мизерный. Правда, в суде можно потребовать возмещения убытков, и тут сумма может быть другая. Но до суда ведь еще дойти надо. И лучше всего с опытным юристом, услуги которого, включая сбор и подачу документов, ведение дела и выступления в суде, обойдутся в несколько тысяч рублей.
Юрист компании "Персона грата" Александр Байбородин, который вел такие дела, припомнил, что самая крупная сумма компенсации за задержку рейса, которую туристу удалось взыскать, - 10 000 рублей. Но это большая редкость. Кроме страха перед волокитой и мизерной суммой штрафа, наших граждан от похода в суд часто останавливает норма закона, которая гласит: если авиакомпания докажет, что задержка рейса произошла из-за поломки, которая могла привести к нарушению безопасности полета, то она от какой бы то ни было ответственности освобождается. "Доказать это авиакомпании нетрудно, - говорит Александр Байбородин. - В принципе, если разобраться, любая техническая, даже самая малая, неисправность может привести к аварии".
Если рейс был задержан менее чем на сутки, то при нашем законодательстве вам в суде не удастся доказать, что это время - потерянное. Жаль, что туристы в Хургаде об этом не знали.
Руководитель Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько сообщил, что вчера в Хургаде застрял регулярный рейс "Трансаэро" по тем же причинам, что и предыдущий чартер, пассажиры которого устроили беспорядки в аэропорту.
А КАК У НИХ?
С моим приятелем журналистом Пьером мы столкнулись после отпуска, который он с женой провел в Греции. Правда, на обратном пути в аэропорту Афин ему чуть не испортили настроение: при регистрации милая дама из компании "Эр Франс" сообщила, что все места в самолете заняты и придется ждать следующего рейса. В принципе это обычная практика, когда перевозчики продают больше билетов, чем мест в самолете. "Конечно, я был рассержен не на шутку, но потом даже обрадовался, - заметил Пьер. - Знаешь, в отпуске мы с женой истратили все деньги, а тут появилась возможность подзаработать". Он потребовал от авиакомпании компенсации. "Сколько?" - "Два раза по 400 евро, - не без удовольствия сказал Пьер. - И получил!".
В 2005 году в странах Евросоюза вступили в силу правила, регламентирующие ответственность континентальных авиакомпаний перед пассажирами. В них записано, что перевозчики обязаны выплачивать клиентам компенсации при значительной задержке рейсов (не менее двух часов), а также в тех ситуациях, как это произошло с Пьером. Существует соответствующая шкала. Если, скажем, пассажиру предстояло преодолеть менее 1500 километров, он имеет право на компенсацию 250 евро. При расстоянии от 1500 до 3500 километров сумма увеличивается до 400 евро, а свыше 3500 километров она возрастает до 600 евро.
Пьер проторчал в аэропорту Афин почти четыре часа, зато улетел с чеком на 800 евро! В принципе мог бы требовать и больше, если бы взялся доказать, что у него сорвалось важное деловое рандеву в Париже. Важная деталь: правила ЕС распространяются только на компании стран Евросоюза - как на континенте, так и на их представительства за рубежом.