Есть, впрочем, еще один раздел вещания, который обладает мало с чем сравнимой живучестью. Я
Есть, впрочем, еще один раздел вещания, который обладает мало с чем сравнимой живучестью. Я имею в виду многочисленные телевизионные шоу, представленные чуть ли не на всех каналах. Иные из них, претендуя на некую интеллектуальность, строятся в форме ток-шоу. Другие, отбросив за ненадобностью псевдоинтеллигентские потуги, откровенно дрейфуют в сторону голой развлекательности. Люди, собравшиеся в студии, не получают в этом случае право голоса: единственная их функция - выражать восторг, аплодировать репризам ведущих, шумно встречать и провожать гостей.
А еще некоторые шоу практикуют звонки зрителей в прямом эфире. Их, впрочем, выводят по громкой связи лишь после тщательного контроля со стороны находящихся за кулисами редакторов: так что и тут никаких неожиданностей ждать не приходится. Есть, правда, шоу, где зрителей приглашают принять в нем самое активное участие: посостязаться в борьбе за денежный приз. Другое дело, что оплачивать полученные суммы приходится подчас собственным достоинством...
"Деньги не пахнут" - так называется еженедельное шоу Р.Трахтенберга, выходящее на канале Муз-ТВ. Авторы сразу же предупреждают, что их программа - о человеческой жадности, и спешат лукаво заявить о своем отрицательном отношении к этому пороку. Тем не менее в каждом выпуске передача назойливо культивирует людскую алчность. При этом походя она унижает тех, кто участвует в погоне за деньгами. В понедельник на этой неделе для того, чтобы стать обладателем денежного приза, победителю пришлось пить в непомерных количествах молоко из ношеного ботинка конкурента, окунать лицо в миску с кетчупом, поглощая его на собачий манер, терпеть на людях многочисленные уколы шприцами в мягкое место, раскрашивать свою физиономию гуталином... Остроумно, не правда ли?
Когда ТВ только начиналось, в суждениях о нем постоянно фигурировал образ эдакого беспечного зрителя, лежащего себе на диване и лениво наблюдающего за тем, что происходит на экране. Прошло время, и теперь диваны появились и в эфире.
Напомню: впервые мягкие диваны в телестудии мы увидели в ток-шоу знаменитой американской ведущей Опры Уинфри. Наша Арина Шарапова решила последовать заокеанским образцам и поставила у себя в программе диван, даже цветом схожий с увиденным у Опры. А потом диваны пошли гулять по российским телевизионным экранам. "Принцип домино" - два больших дивана, на которые усаживаются приглашенные гости. "Страна советов" - диван и кресло в придачу. "Что хочет женщина" - странно, что без дивана, но кресла, кресла, кресла...
Интерьер студии должен быть адекватен тому, что в ней происходит. Мягкие, обволакивающие диваны вполне соответствовали благодушию сытой американской публики, ведущей с Опрой неспешные беседы о том о сем. В условиях же нашей непростой жизни гораздо более естественны для серьезного разговора ряды стульев с жесткими сиденьями. Как это было в минувший четверг в ток-шоу Л.Млечина "Версты" (ТВЦ), в котором обсуждалась тема "Как вернуть России потерянное достоинство?" Во всяком случае, жаркие споры, касающиеся прошлого, настоящего и будущего нашей страны, выглядели бы нелепо в окружении мягких диванных подушек. Как нелепо прозвучала в подобном антураже в понедельник в "Стране советов" (НТВ, ведущие Л.Новоженов и Р.Писанка) поднятая на немыслимую высоту тема "Как надо наматывать на ноги портянки".
Приглашенный по этому случаю в студию модный композитор Виктор Чайка, удобно расположившись на диване, разулся, а затем с помощью "компетентных" ведущих и даже звонивших по телефону советчиков-зрителей пытался было вспомнить свое солдатское прошлое. Признаться, было неловко за авторов "Страны советов", которые, не жалея эфирного (да и зрительского - тоже) времени, бесконечно долго упражнялись в наматывании-разматывании портянок...
Всякий раз телевизионщики в ответ на упреки в постыдно низком качестве их многочисленных шоу приводят цифры рейтингов, свидетельствующие о востребованности подобных зрелищ. Фактически возвращаются к ставшей уже бессмертной формуле: "Пипл хавает!" Они, правда, забывают, что потребности этого самого многострадального "пипла"-народа исподволь воспитываются низкопробными телевизионными шоу. Теми самыми, которые порой дурно пахнут...