С наступлением лета в туристических центрах страны высадился внушительный десант воров-карманников. Полиция вроде бы работает с удвоенной энергией, но желающих поживиться за счет отдыхающих слишком много. Как не стать их жертвой?
Карманные кражи — удел профессионалов, дилетанты тут держатся недолго. Случайные свидетели, телодвижения самой жертвы, вездесущие камеры видеонаблюдения — все это работает против щипачей. Но карманники приспособились и к цифровизации. Они тщательно изучают расположение камер видеонаблюдения, планируют маршруты отхода и применяют камуфляж в виде медицинских масок, закрывающих лицо. Центральныех улиц мегаполисов и метро, где работают интеллектуальные системы распознавания лиц, преступники избегают, а вот в пригородных электричках, наземном общественном транспорте и на фудкортах торговых центров им раздолье.
По словам московского оперуполномоченного подполковника полиции Филиппа Назарова, карманники предпочитают в транспорте выходить на дело вечером. «Люди возвращаются уставшие, их внимание рассеяно», — объясняет полицейский. В транспортной давке человек особенно уязвим — теснота притупляет бдительность.
По данным МВД, с января по май 2023 года в России было зафиксировано более 7,5 тысячи карманных краж, но пик данного вида преступлений, по словам специалистов, придется на отпускной сезон. В июне — августе в Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде и прочих туристических городах высаживается внушительный десант из профессиональных карманников. Много их приезжает на сезонные «заработки» из-за рубежа — Грузии, Армении, Азербайджана, Молдавии и даже Монголии.
Работают, как правило, группами: один отвлекает жертву и потенциальных свидетелей, другой совершает преступление, третий — обеспечивает отход. Привлекательная мишень воров — провинциальные туристы, не имеющие привычки беспокоиться за свой кошелек, и молодежь, которая гораздо беспечнее взрослых людей относится к своим вещам. Логичный вопрос: что же нужно карманникам? Толстые портмоне с наличностью сейчас мало кто носит, большинство граждан всюду расплачиваются банковскими картами и смартфонами. В случае утраты карту можно заблокировать, доступ к смартфону — максимально усложнить. За чем же тогда ведется охота?
На самом деле преступники радуются смартфону не меньше, чем туго набитому кошельку. Злоумышленников интересует не столько аппарат (его они за бесценок скинут в первой же скупке), сколько сим-карта, через которую они получат доступ к счетам жертвы через СМС-банкинг. Обнаружив пропажу, рано или поздно человек заблокирует симку, но этого времени опытным преступникам хватит, чтобы опустошить чужой банковский счет.
Что делать, чтобы не стать жертвой злоумышленников? Не терять бдительность. Категорически не стоит носить телефоны и кошельки в задних карманах брюк. Расстегнутая дамская сумочка — прямое приглашение, от которого не откажется ни один щипач. Рюкзак тоже не лучшее место для хранения — умельцы научились их вспарывать одним движением руки. Кроме того, никогда не стоит пересчитывать наличность в людных местах.
Между тем
Понятия «карманная кража» в российском правовом поле нет. По словам юриста Светланы Корочкиной, это просторечное выражение, описывающее суть преступления. Зато есть пункт «г» части 2 статьи 158 УК РФ: «Тайное хищение чужого имущества из одежды, сумки и другой ручной клади». В зависимости от обстоятельств совершенного правонарушения оно может караться или штрафом до 200 тысяч рублей, или продолжительными исправительными работами, или лишением свободы до пяти лет. Но карманников эти кары не останавливают...