В Крыму рекордный урожай зерновых. Но крымские аграрии ему вовсе не рады
В Крыму рекордный урожай зерновых. Но крымские аграрии ему вовсе не рады. До сих пор с полуострова не могут вывезти даже прошлогоднее зерно. Минувшей осенью все элеваторы были забиты под завязку. Куда девать нынешний хлеб, в республиканском правительстве не представляют.
Прежде блокадой крымчане называли действия недругов, не пускавших сюда товары, электроэнергию, воду. Теперь ситуация развернулась с точностью до наоборот. Фактически заблокированы поставки крымского зерна на материк. Речь о самых лучших, элитных сортах твердой пшеницы и отборном ячмене. А если нет вывоза, местные производители остаются фактически без средств.
«Наши хозяйства не могут реализовать свое зерно из-за нынешнего большого урожая, который прибавился к прошлогодним запасам, — жалуется премьер-министр республики Юрий Гоцанюк. По его словам, объем зерновых запасов Крыма с учетом урожая текущего года и переходящих остатков «превысит потребность региона более чем в два раза».
А вот конкретные цифры. За прошлогоднюю страду в Крыму намолотили более 2 млн тонн зерновых и зернобобовых культур. Со времен СССР это рекорд, причем и по валовому сбору, и по урожайности. Нынешние щедрые дожди мая — июня гарантировали урожай еще больших размеров. Между тем годовая потребность самого Крыма колеблется в пределах 1 млн тонн. Куда девать вторую половину урожая?
Казалось бы, ответ понятен. Вывозить на материк — Россия большая, съест. Немалые объемы потреблял воюющий Донбасс. Крымское зерно всегда было востребовано на международных рынках, объем экспортных поставок ежегодно составлял до 500 тысяч тонн. Среди основных покупателей назывались Китай, Киргизия и ряд стран Средней Азии, Белоруссия, Казахстан, Турция, даже Израиль и Сербия. Но жесточайшие западные санкции резко сократили экспортный список. Однако главная проблема — до минимума опустился объем вывоза по ближайшим, привычным внутрироссийским материковым маршрутам.
Напомним: 8 октября на Крымском мосту взорвалась фура с 20 тоннами гексогена. С тех пор грузовики на мост не пускают, даже пустые. И, похоже, в обозримой перспективе пускать не будут. «Второй раз рисковать безопасностью моста никто не станет», — прямо заявил зампред правительства РФ Марат Хуснуллин.
Рядом возобновила работу Керченская паромная переправа. Когда на море нет шторма или тумана, она действует в штатном режиме и перевозит три сотни транспортных средств за сутки.
По факту этого запредельно мало. Сейчас под погрузкой крупнотоннажных автомобилей лишь два судна — «Мария» и «Лаврентий». Заметьте: идти по маршруту «порт Кавказ — порт Керчь» на паромах могут только машины с приоритетными товарами — скоропортящимися продуктами питания, медикаментами и прочими товарами первой необходимости. Огромным фурам-зерновозам на переправе сразу дают от ворот поворот.
Остается пресловутый «сухопутный коридор» на юге Запорожской и Донецкой областей — 387 км от крымского Джанкоя через Мелитополь, Бердянск, Мариуполь и Таганрог. Когда 22 июня ракеты ВСУ разрушили сивашские мосты на перешейке Чонгар, пришлось ехать через дальние пункты пропуска Армянск или Перекоп. Это еще дополнительная сотня километров по абсолютно «убитой» херсонской дороге, в зоне прямой досягаемости вражеской артиллерии.
Водители рискуют и везут зерно из Крыма в Мариупольский порт таким непростым маршрутом. Хотя, понятное дело, назвать его стратегическим никак нельзя. На днях спешно отремонтированный Чонгарский мост открыли для движения. Первым запустили пассажирский автобус «Геническ — Симферополь». Грузовой трафик пока в ожидании. И никто не даст гарантий, что сюда вновь не прилетят украинские ракеты.
Обнадеживающая новость пришла накануне из Северной столицы. «Главной сенсацией Крымского полуострова» назвали соглашение, подписанное на Петербургском международном экономическом форуме между правительством Севастополя и малоизвестным ООО «Морской инжиниринговый технополис «Си Мейкер». Как сообщил севастопольский губернатор Михаил Развожаев, совместный проект предполагает строительство морского терминала, в том числе предназначенного для «пищевых растительных грузов». Проще говоря, для перевалки зерна. П-роблема невероятно важная, хотя решается странно. Например, уставной капитал компании «Си Мейкер», зарегистрированной на окраинной севастопольской улице Рыбаков, — 100 тысяч руб-лей. Среднесписочная численность работников — «1 человек». Это учредитель и гендиректор Игорь Рудецкий. Он же является руководителем или учредителем девяти других организаций в Москве, Астраханской и Волгоградской областях.
Официально заявлено, что возведение терминала потребует инвестиций на сумму более 1,5 млрд рублей. Не так уж много по сравнению с общей суммой крымских инвестиций, озвученной по итогам ПМЭФ-2023. Так, для создания «крупных рекреационных комплексов, промышленных предприятий и строительства жилых комплексов» регион получит 200 млрд. Тем не менее внимание экспертов приковано именно к севастопольскому соглашению. По сути, речь о новых логистических воротах в Крым. Или хорошо забытых старых?
Какая конкретно площадка определена под организацию супертерминала, не уточняется. Что для Севастополя вовсе не секрет — на Северной стороне, рядом с причалами Инкермана высятся огромные башни зернового терминала «Авлита». Предприятие располагает крупнейшим на полуострове зернохранилищем емкостью 170 тысяч тонн, портовой инфраструктурой и причальными стенками общей длиной 260 метров. Лучшего решения попросту не найти.
В украинские времена владельцем ЗАО «Стивидорная компания «Авлита» и ОАО «Морской индустриальный комплекс» (Севастополь) являлась группа «Метинвест» Рината Ахметова. Самый богатый украинский олигарх, он активно поддержал Евромайдан и действия киевского режима в Донбассе. Тем не менее уже после Крымской весны, в 2015 году, его «Авлита» и «Морской комплекс» перерегистрировались в российском правовом поле как филиалы украинских предприятий. И вполне благополучно продолжали перевалку крымских зерновых, отправляя товар по традиционным адресам покупателей с Ближнего Востока.
Возможности самой «Авлиты» действительно уникальны. Два глубоководных причала для сухогрузов вместимостью до 80 тысяч тонн, расположенные в Доковой бухте, внутренней акватории Севастопольской гавани. Мощные портальные краны, шесть подъездных железнодорожных путей. «Авлита» способна принимать зерно с автомобильного и железнодорожного транспорта, производительность погрузки на морские суда составляет до 2,1 тысячи тонн в час.
Еще лет пять назад перевальные мощности Северной стороны были задействованы по полной. Кроме арабских стан работали на черноморские порты РФ. Потом «Авлита» начала откровенно тормозить. Дошло до того, что территория заросла сорной травой амброзией.
Нынешние расклады с собственностью непонятны. Продал Ринат Ахметов свой козырный севастопольский актив или нет — официальная информация отсутствует. Во всяком случае, несмотря на СВО, последнее время зерновые терминалы Севастополя явно наращивают объемы перевала. Местные жители подтверждают: в Доковую бухту вернулась жизнь.
Тревожным звонком стали события, случившиеся в праздничный вечер 23 Февраля, когда под Бахчисараем у поселка Почтовое обнаружили катастрофическое разрушение железнодорожного полотна. Лишь по счастливой случайности не разбился скорый фирменный состав «Санкт-Петербург — Севастополь». Следом пришлось тормозить эшелоны с военными грузами и крымские составы с зерном.
Метровый кусок рельса, бесшумно вырезанный аппаратом холодной сварки. Применить взрывчатку тогда не решились. Прошло меньше трех месяцев, и 18 мая на том же перегоне «Симферополь — Севастополь» в результате первого явного подрыва пути произошло крушение грузового поезда. Около 08.20 мощный «хлопок» потряс пригородный поселок Чистенькое. Завалы разбирали до ночи. Опять был парализован севастопольский маршрут. Остается уточнить, что под откос полетели именно вагоны-хопперы для перевозки пшеницы. Целью диверсантов был зерновой поток.
«Безусловно, это проделки украинских нацистов, это люди, которых они сюда подсылают», — экстренно выступил в эфире телеканала «Россия 24» председатель Госсовета республики Владимир Константинов. Он почему-то уверен, что «крымчане к случившемуся непричастны».
Последние полицейские новости. На днях «типичное ДТП» случилось у поворота в сторону Инкермана. Очередной зерновоз-большегруз перевернулся прямо на «президентской» трассе в районе Сахарной Головки. Число аварий с грузовиками на этом спуске за последний год исчисляется десятками, но зерновозы продолжают испытывать везение на закрытом для них участке «Тавриды». Иначе не получается, хлеб надо как-то вывозить.