Главная Культура 16:26 07 Июля 2017 2499
Не говорите по-белому

И один на сцене – воин. Если он – Робер Лепаж

Сергей Бирюков

Робер Лепаж – один из «лейтмотивов» Чеховского фестиваля. Нормальное дело: у всякой команды возникают привязанности, предпочтения, наработанные контакты. А уж таким сотрудничеством, как с прославленным на весь мир франко-канадским режиссером, актером, художником, писателем, можно только гордиться. Другое дело – не всегда такие «лейтмотивные линии» идут только вверх. Прекрасны, например, Филипп Жанти, Джеймс Тьерре – кто сравнится с ними по изобретательности эффектов: кукольных, световых и прочих, порой превосходящих цирковой иллюзионизм? Вот только по человеческому наполнению их работы, бывает, заставляют вспомнить слово «пробуксовка». И, пожалуй, действительно «Лягушка была права», скушав в конце одного такого представления всех героев, несмотря на виртуозность их пассов с собственным телом, а также со скрипкой, механическим пианино, бассейном и прочими чудесами реквизита.

То же опасение было и перед походом на нынешний спектакль Лепажа. В памяти – прошлая его постановка на одном из «Чеховских», многофигурные «Карты 1: Пики». Огромное количество сценических событий, переодеваний актеров, смен декораций, речь персонажей на трех языках (английском, французском, испанском), три с половиной часа без перерыва в громадном и темном, как вселенная, зале цирка – и ощущение, что ты тонешь в этом потоке месседжей, теряя его стержень.

Но если там, при таком мощном залпе сценических средств ускользал смысл, что будет на нынешнем спектакле, где все два обещанных часа на сцене – один актер, он же режиссер, автор текста, художник. Пусть и с максимально славным именем Лепаж.

В своих сомнениях я жестоко, а точнее прекрасно ошибся. Этот один доказал, что если ты тверд – профессионально, интеллектуально и обязательно нравственно – ты в поле воин. Да такой, который безоружным сможет противостоять целым армия и государствам.

Его автобиографический спектакль «887» (что за цифры, скоро станет ясно) начинается раньше, чем вы думаете. Лепаж – повседневно-деловой, такой, с каким ты только что общался на пресс-конференции – выходит на сцену и говорит, что для начала должен выполнить формальность – передать просьбу администрации об отключении мобильных телефонов, нежелательности съемок во время представления… ну и так далее. Публика улыбается, тычет в экраны. Лепаж сам пытается сделать то же самое, мобильный не очень его слушается – вот каверзная штука эти гаджеты, они стали умнее нас, уж помнят точно больше; он, Лепаж, например, никак не может запомнить собственный номер, память уже не та, что в 20 лет, недавно пригласили на поэтический вечер, где попросили прочесть то, что он читал когда-то в 1970-м, но поди выучи это сейчас…

Нелегко герою припомнить все строки и имена из давнего стихотворения

А что читал он в 1970-м? Мы, вот так ненавязчиво втянутые в повествование, узнаем: знаменитое стихотворение SpeakWhite поэтессы Мишель Лалонд. Знаменитое оно, впрочем, не столько для нас, сколько для самих жителей Квебека – франкоязычной провинции Канады, осознающей себя обособленно в окружающем англоязычном мире. Взятый в заголовок его рефрен – фраза, которой белые плантаторы американского Юга требовали от своих рабов разговаривать при них на английском, а не на креольском или каком-либо другом из «диких», с их точки зрения, языков. В западном мире приказ «говорить по-белому» стал символом расизма и культурного империализма. Для франко-канадцев 1960-х и последующих лет – зазвучал антилозунгом в их борьбе за самоидентификацию в стране, где принадлежность к англоязычному большинству по умолчанию предполагала более высокий социальный статус, деловой престиж, достаток… На гребне этой борьбы Лалонд и сочинила свое стихотворение-памфлет, стихотворение-плакат, стихотворение-призыв. Именно его сегодня надо вспомнить 60-летнему Лепажу.

Вам показалось, что я немного уклонился в пафос? Это упрек мне, а не Лепажу. В том и сила его спектакля, что в нем ни капли пафоса, по крайней мере деланного. Напротив, много юмора, часто с горчинкой иронии. Как мобилизовать то, что еще осталось от ресурсов запоминательного устройства, работающего у нас между ушами? Может быть, поможет давний друг-психолог? Да, и не очень дорого, всего за 465 долларов: долгая жизнь отучает от романтического максимализма. Вот так, сквозь прозу сегодняшнего дня, пробирается Лепаж в поэзию собственной юности. Не в голую политику, а в живую жизнь, и прежде всего – в жизнь собственной семьи. В которой, это чувствуется, главным человеком для него был отец. Простой шофер, но мудрец и обладатель нерушимого чувства справедливости. Вспоминаются и другие персонажи их четырехэтажного дома на бульваре генерала Лафайетта, 887 (вот откуда название): многодетное семейство с буйными детьми, одинокий преподаватель фортепиано с неустоявшейся личной жизнью…

И обстоятельства этой жизни, по крупицам складывающиеся в картину. Вот характерный сюжет: Лепаж и его приятель (с английским именем) посылают вступительное сочинение в вуз. Приятелю приходит ответ: оценка – посредственно, результат – принят. Лепажу: оценка – отлично, результат – не принят… Изумленный абитуриент звонит в приемную комиссию: почему? Ответ: потому что ваш социальный статус не гарантирует, что вы сможете платить за обучение…

Политика в этом повествовании – важный, но лишь фон. Приезд британской королевы в 1964 году – и гордо повернутые к ее лимузину зады франкоязычного населения улиц. Приезд де Голля под звуки «Марсельезы» – рев восторженных квебекцев.

Куклы помогают Лепажу, оставаясь одному, рассказывать о судьбе целого народа

Но тут же на сцене мы видим, как трассы фейерверка превращаются графической анимацией в карту того самого мозга, на забывчивость которого все время пеняет автор. А повод – опять-таки семейный, болезнь Альцгеймера, поразившая бабушку. И эта беда окрашивает собой весь ход пьесы. Уж по крайней мере не меньше, чем рассказ о притеснениях франко-канадцев их англоязычными согражданами.

Лепаж к концу вспоминает-таки стихотворение. Вся проходящая перед глазами жизнь заставляет вспомнить. Строки действительно пронзительные:

«Speak white! Это так славно – слышать от вас/ Разговоры о Paradise Lost/ Или об изящном незнакомом профиле, дрожащем в сонетах Шекспира…/ Говорите с акцентом Мильтона, и Байрона, и Шелли, и Китса…/ И простите нас за то, что нет у нас в ответ/ Ничего, кроме хриплых песен наших предков/ И печали Неллигана (квебекский поэт – С.Б.)./ Расскажите нам о Великой Хартии вольностей/ Или о памятнике Линкольну,/ О сером очаровании Темзы,/ О розовых водах Потомака…/ Но когда вы really speak white/ О стандарте жизни/ И Ведущей Корпорации,/ Когда легким нажимом/ Вы повышаете ваши голоса надсмотрщиков – / Мы становимся немного туги на ухо. Мы живем слишком близко к машинам…»

Ах, как читает Лепаж! Только тут мы понимаем актерское «кокетство» всех его предыдущих фраз насчет нетвердости памяти и боязни выступления… Это лучшие традиции страстного французского слова. А как честно написано тогда, полвека назад – это ведь не против английского языка. Это против насилия и унижения, к которым может быть причастен любой язык планеты:

«Speak white! Говорите по-французски чисто и мучительно бело,/ Как во Вьетнаме и в Конго,/ Говорите безупречно по-немецки, с желтой звездой меж зубами,/ Говорите по-русски о приказах и репрессиях./ Speak white!/ Этоуниверсальныйязыксегослезоточивымисловами,сегословами-дубинками./ Мы знаем, что свобода – это черное слово... Мы знаем, что мы не одиноки».

Потрясение. Но главное потрясение – еще впереди. Вот оно: по телевизору показывают волнения, звучит манифест квебекских националистов, кажется, сейчас рухнут основы британского засилия… Но почему ни тени оживления на лице отца, этой воплощенной совести семьи и народа, в представлении Лепажа? «Только что позвонили из больницы. Бабушка умерла».

Камера мобильного телефона - глазок в самые потаенные уголки микромира памяти

О бедах реальных и мнимых, абстрактных и трагически конкретных, о личности как стержне всех проблем и их решений в мире – вот о чем спектакль. Здесь можно было бы еще столько же наговорить о невероятных сценических придумках постановщика – их здесь не меньше, чем в других его работах, только они – в области не МАКРОмира, как, допустим, в «Картах», а МИКРО. Это «кукольный домик» воспоминаний – тот самый номер 887, всех жильцов которого мы видим одновременно благодаря режиссерской и инженерной магии Лепажа. Это «игрушечная» панорама города под фейерверком. Это маленькая машина отца, уезжающая за сцену в тот момент, когда воспоминания и спектакль обрываются отточием.

Но возьму на себя смелость сказать, что всего этого могло и не быть. Мог остаться только сам Лепаж – и его слово, его потрясающая актерская харизма, его сила духа.

Возможно, таким будет один из его следующих спектаклей?

Черемисинов также был основателем нижегородской телекомпании «Сети НН» и работал советником гендиректора «Росатома» 

Андрей Черемисинов. Кадр «Первого канала»

Советник главы «Росатома» по информационным проектам, многолетний участник популярной телевизионной программы «Что? Где? Когда?» Андрей Черемисинов скоропостижно скончался на 56-м году жизни. Об этом во вторник, 29 октября...

Он мог сыграть и дворника, и графа

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
Николай Караченцов в спектакле «Юнона» и «Авось». Фото: Александр Яковлев, globallookpress.com

27 октября народному артисту России, любимцу публики Николаю Караченцову могло бы исполниться 80 лет. Его нет с нами уже шесть лет. Караченцов умер в канун своего 74-го дня рождения. Прощание с актером, собравшее море людей, прошло...

Первый канал завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь»

Сергей Беднов
Труд
По большому счету увиденное могло быть интересным в первую очередь поклонникам самого Познера. Фото: Павел Кашаев, globallookpress.com

На этой неделе «Первый» завершил показ документального фильма Владимира Познера «Турецкая тетрадь». Впрочем, в слове «завершил» есть некая недосказанность. Сам автор не раз говорил, что проект...

Как в Царском Селе появился, исчез и вновь воскрес памятный знак, который был так дорог сердцам лицеистов

Ирина Смирнова
Труд
Памятник «гению места». Пушкин, Лицейский переулок, 1/4. Фото из открытых источников

Удивительно, как «гений места» влияет на само это место. Одним из ярких тому примеров служит история исчезновения и нового возникновения памятного знака в Царскосельском лицее. Настолько он там уместен, что...

Коллектив и зрителей знаменитого театра накрыл шквал нововведений

Мария БАБАЛОВА, музыкальный обозреватель
Труд
Валерий Гергиев. Фото: globallookpress.com

Намедни без каких-либо особых анонсов и афиш в Большом театре на Исторической сцене давали «Дона Карлоса» Верди. Казалось бы, рядовое событие — 89-й спектакль с премьеры, состоявшейся 11 лет...

Культура 00:03 / 11 Октября 2024 9462
А он, мятежный…

Разговор о Лермонтове и русской поэзии в канун юбилея классика

Леонид Павлючик, обозреватель «Труда»
Труд
К.А. Горбунов. Последний прижизненный портрет Лермонтова. 1841 год. Фото из открытых источников

15 октября читающее человечество отметит 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова. Он прожил неполные 27 лет, но оставил после себя три десятка поэм, около 400 стихотворений, роман «Герой нашего времени»,...

Что не так с фильмом «Любовь Советского Союза»

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По факту у создателей фильма вышла экранизация частной жизни Валентины Серовой. Кадр с сайта kinopoisk.ru

На большой экран вышел фильм «Любовь Советского Союза» — долгострой, задуманный еще в 2008 году. Сценарий начинал писать драматург Владимир Валуцкий, ныне, увы, покойный. Эстафету подхватил Сергей Снежкин....

Чем обернулась поездка школьников и их учительниц в осенний Сочи

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Полина Кутепова в фильме «Каникулы» сыграла одну из лучших своих ролей

В прокат выходит фильм «Каникулы», завоевавший в прошлом году главный приз фестиваля «Маяк» в Геленджике, который позиционирует себя, как смотр актуального российского кино. На фоне дурашливых комедий, бесконечных киносказок,...

Кинематографист также работал над сериалами «Агент национальной безопасности», «Литейный», «Дорожный патруль», «Черный ворон» 

Игорь Москвитин. Фото из соцсетей

Российский сценарист, режиссер и продюсер Игорь Москвитин, снявший целый ряд известных отечественных телесериалов – «Улицы разбитых фонарей», «Черный ворон», «Агент национальной безопасности», «Литейный»,...

В Вахтанговском – самая загадочная пьеса Александра Вампилова

Анна Чепурнова
Труд
Зилов необычайно притягателен для женщин (Анна Чумак и Максим Севриновский). Фото Валерия Мясникова предоставлено Театром им. Вахтангова

На Симоновской сцене Театра им. Вахтангова молодой режиссер Аскар Галимов поставил одну из самых сложных пьес Александра Вампилова «Утиная охота». Изначально главным манком для зрителей стала личность исполнителя роли Зилова —...

Участниками соглашения стали главы профильных ассоциаций, учебных заведений, организаторы недель моды более чем из 50 стран 

Фото предоставлено пресс-службой форума BRICS+ Fashion Summit

Декларация о создании Международной модной федерации БРИКС (BRICS International Fashion Federation) подписана на московском форуме BRICS+ Fashion Summit, завершившемся на минувших выходных. Об этом в понедельник, 7 октября сообщила заместитель...

Культура 00:01 / 25 Октября 2024 7163
Третьяков бы изумился

Новаторское искусство в галерее его имени стало лишним?

Елена Широян, искусствовед
Труд
Фото: Сергей Смирнов, globallookpress.com

Везет Третьяковке на скандалы. Поводы громкие: то у музея отобрали «Троицу» Рублева, главный шедевр русской живописи, самой же Галереей спасенный век назад. То закрыли первый музейный кинотеатр, лучший в Москве... Хотя...

Именно поэтому популярный поэт-песенник – вновь в жюри шоу «Ну-ка, все вместе!»

Сергей Бирюков
Труд
43 года творчества дают Александру основание судить участников. Фото предоставлено телеканалом «Россия»

Шоу «Ну-ка, все вместе!», новый сезон которого стартовал на телеканале «Россия», впечатляет уже расстановкой действующих лиц: перед тобой буквально стена из сотни экспертов, приглядевшись к которой, узнаешь...

Почему не получилось продолжение популярной серии фильмов

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В прокате идет фильм «Особенности национальной больницы» по сценарию Александра Рогожкина. Того самого, что 30 лет назад снял умную и уморительно смешную комедию «Особенности национальной охоты», ставшую...

На главных телеканалах идут сериалы про следователей

Сергей Беднов
Труд
Фото: kinopoisk.ru

В эфире двух главных каналов идут сериалы про следователей. То же было на прошлой и позапрошлой неделях. Но если на НТВ преступников ловят мужчины, то «Первый» и «Россия» отдают...

В России следует снимать фильмы, пропагандирующие не деструктив, а здоровый образ жизни, убежден спикер Госдумы 

Кадр из фильма «Интердевочка», режиссер Петр Тодоровский, 1989 г.

Председатель Государственной думы Вячеслав Володин в ходе заседания в четверг, 17 октября высказал мнение, что в России следует снимать фильмы, пропагандирующие здоровый образ жизни. В качестве примера деструктивного влияния он привел фильм...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?