Россия продлила продовольственное эмбарго. Нелегальный бизнес времени даром не терял
В среду правительство России продлило продовольственное эмбарго против стран, которые ввели против нас экономические санкции. Минсельхоз приветствовал это решение, расценив его как существенную поддержку отечественных производителей. Однако не факт, что российские аграрники сумеют воспользоваться конкурентными преимуществами. Нелегальный бизнес тоже не терял времени даром. Он изобретает все новые и новые способы контрабанды санкционных продуктов, пересекающих нашу границу по документам самых экзотических стран.
О том, что экономический эффект от антисанкций может быть сведен на нет стараниями контрабандистов, заявила Федеральная таможенная служба. По данным ведомства, только за пять месяцев контролерами было изъято 2736 тонн товаров, запрещенных к ввозу в РФ, — это на 79% больше, чем за аналогичный период прошлого года. То есть поток контрабанды нарастает, хотя официальный импорт продовольствия продолжает сокращаться.
В самой ФТС признают, что многие поставщики рассматривают режим продовольственного эмбарго как персональный вызов и пытаются разными способами обойти заслоны на границе. И это нередко удается. Если первое время европейские овощи и фрукты выдавались, как правило, за белорусские (появилось даже расхожее выражение «белорусские бананы», «креветки», «устрицы» и далее по списку), то теперь импортеры пытаются доказать их африканское происхождение. По статистике Федеральной таможенной службы, которая проводила выборочные проверки, в 54% случаев подтвердить эту информацию не удалось. В результате крупные партии плодоовощной продукции, поставлявшиеся через сопредельные страны Евразийского союза, были изъяты и уничтожены.
Может быть, инспекторы ФТС слишком дотошно проверяли документы, в которых оказались досадные неточности? Ничуть. В африканских странах, которые вдруг наращивают поставки овощей и фруктов в Россию, аграрного бума не наблюдается. Цитрусовые, финики, бананы — это их обычный импорт, а все остальное продовольствие туда традиционно завозится. После начала санкционного противостояния России и Запада в Северной Африке не стало больше теплиц, ягодников или фруктовых садов. Легальные поставки такого рода плодоовощной продукции с Черного континента случаются, но они носят разовый характер. А подавляющее большинство поступающих по таким документам яблок, груш, слив и помидоров — это почти наверняка контрабанда.
Кроме того, устойчивые каналы поставок продовольствия из Центральной, Южной и Западной Европы проложены через Грузию, Белоруссию, Казахстан, Сербию. То есть для транзита используются страны, которые не попали под действие российских антисанкций.
По словам главного аналитика Национального плодоовощного союза Кирилла Лашина, реэкспорт европейских продуктов приносит хорошие доходы, несмотря на определенные риски. Резко выросшие внутренние цены на целый ряд категорий плодоовощной продукции сделали поставки в Россию польских яблок или итальянского сыра еще более выгодными с экономической точки зрения, чем до введения продуктового эмбарго. Расходы окупаются даже с учетом роста затрат на логистику.
Под напором санкционных товаров ФТС изменила тактику мобильных групп, действующих на границах со странами Евросоюза. Если раньше они стояли в засадах на проселочных дорогах и останавливали фуры, то теперь делают упор на сбор оперативной информации и контроль над местами перевалки, обработки и сортировки грузов. Практика показала, что заслоны на внешних границах неэффективны. А бороться с контрабандой внутри РФ, не нарушая межгосударственных соглашений Евразийского союза, можно с помощью мобильных групп, в состав которых помимо таможенников входят сотрудники Россельхознадзора, Ространснадзора, Роспотребнадзора, ГИБДД и Пограничной службы ФСБ. На данный момент в штате ФТС создано 35 таких групп, и их количество будет увеличиваться.
За пять месяцев в сопредельных с Белоруссией областях против контрабандистов заведено 61 дело об административных правонарушениях (годом раньше их было в шесть раз меньше).