Оказывается, сдать кровь на анализ – из пальца! – может стать целым приключением. И не сказать, что приятным
Моему 9-летнему внуку потребовался клинический анализ крови. Не хотелось везти ребенка с дачи в Москву в детскую поликлинику, где он прикреплен, и мы отправились в коммерческий медицинский центр «МедикаМенте» в Королеве — «многопрофильную семейную клинику, куда могут обратиться все члены семьи для качественного решения проблем со здоровьем» (так сказано на сайте).
Пустяковое, казалось бы, дело. Не раз у внука брали кровь на анализ в Москве, сложностей вроде бы не было. А тут вдруг возникли проблемы. Медсестра вначале не могла произвести забор крови из пальца. Минут 7-8 пыталась, мучила мальчишку (я сидел неподалеку), наконец, вроде бы свершилось. Но когда мы уже уходили, сестра заявила, что кровь свернулась и надо бы все повторить заново. Ладно, вернулись, пережили еще одну попытку. А назавтра мне сообщили, что отправленная из Королева в московскую лабораторию кровь непригодна для анализа.
Почему, в чем причина? В отсутствии профессионализма у медсестры? Или много времени прошло до лабораторных исследований? Мы же сдавали анализ в 11 утра, а курьер забирает пробирки в 14 часов (а ведь надо еще доехать до столицы по нашим пробкам). Неслучайно в других медицинских центрах в том же Королеве берут кровь из пальца только с 13 до 14 часов — не более чем за час до приезда курьера...
Не стал бы делать выводов из этой истории, если бы не десятки жалоб на «МедикаМенте» в интернете: «Не рекомендую», «Грубая врачебная ошибка», «Ненавижу». Вот, к примеру, что пишет Валентина: «Пожилой женщине, у которой хорошие вены, не могли поставить катетер для взятия крови. Раз десять пытались попасть в вену — и все мимо. Пациент, сама в прошлом медсестра, была в шоке от такой некомпетентности». А ведь речь идет об обычной, рутинной процедуре...
Частные медицинские учреждения сегодня растут как грибы после дождя. На их долю пришлось в прошлом году, по данным международной компании KPMG, 179 млн приемов в нашей стране. Идут к частникам не от хорошей жизни — просто качество и доступность медуслуг в государственных ЛПУ снижаются. Как показал майский опрос ВЦИОМа, одной из трех самых острых проблем россиян является здравоохранение. А ФОМ свидетельствует: хуже всего наши граждане оценивают работу чиновников в области медицины.
Глава Счетной палаты Татьяна Голикова на днях сообщила весьма тревожные цифры: в результате проведенной оптимизации, о которой нам с гордостью рассказывают чиновники от медицины, на 47 млн сократилось число посещений врачей. Мы что, резко поздоровели?
Но вот беда: и в частных медицинских центрах качество работы и профессионализм персонала далеко не всегда отвечают современным требованиям. Кто же контролирует работу медиков в разрастающемся частном секторе? Как сообщили мне в Минздраве России, «контроль за деятельностью медицинских учреждений осуществляется органами государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья. В случае если пациент сталкивается с неудовлетворительным качеством оказания медицинской помощи, он имеет право обратиться в местные органы управления здравоохранением или территориальные органы Росздравнадзора, в том числе и на бесплатную горячую линию».
Вот цифры. В прошлом году в Росздравнадзор поступило 37?786 обращений, касающихся и государственного, и частного медицинского сектора. Было проведено более 18 тысяч проверок, у 5 тысяч хозяйствующих субъектов выявили нарушения, представлявшие непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан (данные из доклада Госсовета РФ). Но это, думается, лишь вершина айсберга, потому что многие граждане не стучатся «в инстанции» — устали, разуверились в эффективности таких обращений. Проще излить душу на форуме в интернете, предостеречь других, чем вступать в переписку с бюрократическим аппаратом.
Говорю об этом не понаслышке. Помимо Минздрава России я обратился за комментарием и в Минздрав Московской области, к руководителю Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения М.А. Мурашко. Направил письмо с этой репликой руководителю территориального органа Росздравнадзора по Москве и Московской области А. Н. Плутницкому. Кратко ответил врио замруководителя Д.О. Рощин: «Должностные лица территориального органа не уполномочены взаимодействовать со СМИ».
Очередное (пятое!) письмо — опять же с этой репликой — отправил начальнику пресс-службы Росздравнадзора О. Ю. Малевой.
Вопросы все те же: хотя бы раз проверяли, например, частный медцентр «МедикаМенте»? Какова в целом ситуация с контролем в сфере платной медицины? Пока ответа не получил...