Пенсионный возраст могут начать повышать лишь к 2020 году

Глава Совфеда считает, что по сравнению с 1932-м годом мы стали жить намного лучше и дольше

7 июля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко провела пресс-конференцию по итогам весенней сессии Совфеда. Глава верхней палаты парламента ответила на многие вопросы, которые сегодня волнуют страну — о санкциях, тарифах, проблемах в образовании, отношениях с ЕС и Украиной и т. д. От нашей газеты был задан следующий вопрос:

Валентина Ивановна, Минфин заявил о повышении пенсионного возраста, но ведь это не только экономическая проблема, а скорее - идеологическая: у нас действительно один из самых низких возрастов выхода на пенсию, и это - фактор социальной привлекательности страны, которых у нас и так не слишком много осталось. Стоит ли отказываться от него, тем более, что у государства вполне хватает инструментов для наполнения бюджета — например, почему для наполнения бюджета не используется такой мощный козырь как прогрессивная шкала налогов?

Если говорить о прогрессивной шкале налогов, то ее отсутствие как раз и есть фактор привлекательности для инвесторов и бизнеса. Это позволило нам вывести огромные средства из тени, и в нынешних условиях мы пока не должны ухудшать налоговое бремя на бизнес. А что касается пенсионного возраста, то напомню, что здесь речь не идет ни о какой экономии на пенсионерах или о том, что завтра мы повышаем этот возраст. Мы должны думать о том, чтобы наша пенсионная система — на перспективу и стратегически — во-первых, была финансово устойчива, во-вторых, был обеспечен достойный уровень пенсий, а в-третьих, мы не можем не учитывать ряд факторов, в том числе, и демографический. У нас взрослеет население, увеличивается количество пенсионеров, а учитывая демографический провал 90-х годов, баланс между работающими гражданами и пенсионерами в России серьезно нарушен.

Давайте будем объективными: нынешний пенсионный возраст — 55 и 60 лет был установлен в 1932 году, согласитесь, что с тех пор многое, мягко говоря, изменилось. У нас выросла продолжительность жизни, произошло много других перемен. Так что дискуссия о возможности увеличения пенсионного возраста очень полезна для общества, которое у нас вполне образовано. С населением надо говорить с цифрами и фактами, чтобы ни у кого не складывалось впечатление, будто государство хочет решить какие-то проблемы за счет пенсионеров. Это вопрос стратегический. Я полагаю, что если какие -то решения в этом направлении и будут приниматься, то не ранее 2020 года, и это должно быть плавным повышением, например, в течение 10 лет, чтобы это не было шоком для населения. Кстати, большинство бывших советских республик уже приняли такие решения, и они не волюнтаристские, а экономически и социально обоснованы. Если мы хотим, чтобы будущие поколения получали достойную пенсию, мы должны думать не о ближайших 5-10 годах, а разрабатывать стратегическую систему пенсионного обеспечения на отдаленное будущее. И в этом случае возникнет вопрос постепенного и не быстрого повышения пенсионного возраста, но эту проблему обязательно надо обсуждать всем обществом.