История об арестованных «русских шпионах» вызвала интерес к деятельности разведки. Прокомментировать обстоятельства шпионского скандала и рассказать о том, как живется нашим агентам за рубежом, «Труд» попросил советского разведчика Геворка Вартаняна,
— Вы, разумеется, слышали о поимке в США десяти якобы русских шпионов? Еще одному удалось после задержания на Кипре скрыться.
— Да, конечно.
— Среди задержанных — испаноязычная пара. Муж работал на разведку, жена — журналистка испаноязычной газеты. Насколько практика использования супруга в разведработе правильна и общепринята?
— Лично я всю жизнь работал в паре с женой, которая всегда была мне не просто
— Но есть вероятность, что жена этого «шпиона» даже не догадывалась о его настоящей работе?
— Здесь вижу два варианта: либо резидент невысокого уровня и выполняет не слишком ответственные и важные задания, либо семья у них неполноценная. То есть по документам они могут являться супружеской парой, но общего у них между собой мало чего. Такое часто встречается не у разведчиков, а в обычных семьях.
— О некоторых задержанных их знакомые рассказывают, что с определенного времени они сильно изменились психологически, давая понять, что именно тогда их и завербовали. Как завербованный агент психологически меняется в обычной жизни?
— Если
В поведении на бытовом уровне хороший разведчик ни в коем случае не должен выказывать внешних признаков изменения своего статуса и факта вербовки. Все в работе разведчика должно быть досконально продумано. Абсолютное внимание, тщательное следование легенде. И в таком случае вероятность неудачи сведется к минимуму.
То есть будет оставаться возможность провала лишь на тот случай, если в своих рядах появится предатель. Но меня, к счастью, судьба от этого хранила, как говорится.
— Что помимо денег может сейчас заинтересовать потенциального агента разведки принять решение поработать на спецслужбу?
— Сейчас много разговоров о том, что в наше время деньги решают все. Но я готов утверждать обратное. Не только во времена моей юности, но и сейчас в разведку идут люди именно из соображений патриотизма.
А материальная выгода отнюдь не является главной составляющей. Иначе любого, даже очень хорошо оплачиваемого резидента могла бы перекупить вражеская сторона. Так что главное в нашей профессии — Родина, независимо от идеологии в государстве.
И Родиной надо считать не тех, кто в данный момент сидит наверху, а весь народ, частью которого ты себя считаешь. Именно по этому критерию отбирают на важные задания.
— «Русские шпионы» не стеснялись выставлять свою личную жизнь напоказ — в частности, выкладывали свои фотографии на сайтах одноклассников, давали интервью. Насколько такое поведение соотносится с правилами безопасности и конспирации?
— То, что люди из разведки допускали вещи, о которых вы говорите, выглядит по меньшей мере странно. Да и саморекламирование, которое они устроили в интернете еще до ареста, говорит о непрофессионализме.
— По сообщениям властей США, «русские шпионы» использовали тайники в парках и невидимые чернила в духе времен холодной войны. Правда ли, что в наш век технологий такое возможно и оправданно?
— Технический прогресс затронул и сферу деятельности разведчиков. Но человеческий фактор
— Как заявляют в США, пойманные «шпионы» еще не успели нанести никакого вреда США. Имеет ли смысл ловить агентов, которые еще не вступили в активную фазу деятельности? Не выгоднее ли подождать, пока они начнут работать более активно, чтобы арестовать большее число агентов?
— Конечно, ловить шпионов таким образом, чтобы после этого обрубились все их возможные контакты с другими агентами, — это признак непрофессионализма. Впрочем, и в разведке, и в контрразведке могут работать как люди высочайшего мастерства и таланта, так и «бракоделы», как и в любой другой сфере деятельности. Хотя и у служб, ловящих шпионов, тоже могут быть разные задачи.
Или, например, провести тонкую работу и накрыть разветвленную сеть агентов, или просто поднять громкий скандал. Или еще
— Геворк Андреевич, в энциклопедии про вас написано: «Вартанян работал под прикрытием как испанский журналист». Значит, вы и испанский язык знали как родной?
— Насчет испанского журналиста в «Википедии» ошиблись. Или специально запутали? (Смеется.)
— Сколько языков вы освоили и каким образом?
— На хорошем уровне — восемь. На русском, армянском, а потом и на фарси я говорил с детства. Позже другие языки осваивал. Иногда это давалось с большим трудом. Служба внешней разведки прикрепляла меня к педагогам, и я напряженно зубрил, не вставая
— Говорят, разведчики прокалываются во сне или в бреду, выкрикивая слова на родном языке.
— Нечто подобное случилось в здравом уме с моей женой Гоар. В одной европейской стране она зашла в парикмахерскую, а я ходил
Но потом жена опомнилась: и вся похолодела. При этом она была сильно удивлена, что сразу после ее крика меня и след простыл. Потом, как рассказала после супруга, ей удалось взять себя в руки. Как ей показалось, вокруг даже никто не придал значения случившемуся. Ну кричит женщина
Но на будущее мы уже в целях безопасности и адаптации по пути из СССР на «вражескую» территорию на пару недель заезжали в нейтральную страну, где успевали полностью адаптироваться к чужой обстановке.
После того как в США арестовали 10 человек, подозреваемых в шпионаже, власти Кипра задержали еще одного «русского разведчика» — Кристофера Метсоса. Это было сделано по запросу из Вашингтона. Однако вскоре Метсоса освободили под залог, и он сбежал. Подозреваемый не явился в полицейский участок в намеченное время, а его гостиничный номер оказался пустым.
Один из фигурантов шпионского скандала Хуан Ласаро признался в суде, что сотрудничал с российской разведкой. Он также сообщил, что его имя вымышленное и родился он не в Уругвае (как указано в паспорте). Правда, назвать настоящее имя и свою родину «шпион» отказался. В то же время его супругу, журналистку Вики Пелас, которую также подозревают в шпионаже, американский суд согласился выпустить под залог. За свободу ей придется заплатить 250 тысяч долларов. Кстати, с просьбой выпустить их под залог обращались практически все фигуранты дела, однако никого, кроме Пелас, власти США не стали выпускать.
В вымышленных именах признались и другие подозреваемые. Супружеская пара Майкл Зоттоли и Патрисия Миллз на самом деле являются Михаилом Куциком и Натальей Переверзевой. Их американские паспорта оказались поддельными.
Самый большой интерес у общественности вызвала Анна Чепман. Помимо американцев ею заинтересовались еще и британские спецслужбы, так как девушка с 2003 года по 2006 год жила в Великобритании. Здесь она вышла замуж за Алекса Чепмана. После того как разгорелся скандал, он заявил местным журналистам, что когда они познакомились, Анна много рассказывала о своем отце, который якобы работал в КГБ.
А в 2006 году, накануне развода, британец заметил, что его жена замкнулась в себе и чаще стала встречаться со своими русскими друзьями. Руководство британской разведки
Геворк Вартанян, выдающийся советский разведчик, Герой Советского Союза
Из его коллег этого звания удостоились только Рихард Зорге и Николай Кузнецов.
Родился в Ростове 17 февраля 1924 года. В
Геворк был завербован советской разведкой в 1940 году, и это произошло не без влияния отца: Андрей
Первой успешной
Геворк из своих сверстников
Тегеранский период жизни Вартаняна лег в основу сюжета фильма
Надежным партнером в работе у Геворка всегда была его супруга Гоар Левоновна. Они поженились в 1946 году и оставались на работе в Тегеране до 1951 года. Потом переехали в СССР, получили образование и соответствующую подготовку. До 1992 года засылались в качестве агентов в страны Европы, Азии и Америки. В настоящее время рассекречен период их работы лишь до 1951 года.
Сейчас оба проживают в Москве.