Отличительная черта нынешнего года: около 70 процентов поступающих на актерские факультеты РАТИ (ГИТИС), Школы-студии МХТ, Щепкинского и Щукинского училищ - провинциалы. Что, с одной стороны, свидетельствует о росте благосостояния в стране (перелет в Москву откуда-нибудь из Зауралья плюс месяц проживания в самом дорогом городе мира стоят серьезных денег), а с другой - о том, что молодежь по-прежнему тянется к серьезному искусству.
Труднее всех пришлось приемной комиссии элитной Школы-студии МХТ, где из 25 тысяч юных талантов надо было выбрать 24 человека. То есть более 1000 человек на место! Это вам даже не "Фабрика звезд", а значительно круче. В театральные училища при Вахтанговском и Малом театрах конкурс был порядка 300 человек на место, а в РАТИ на курс Павла Хомского - 200. Людей посвященных такое соотношение цифр наводит на мысль о том, что абитуриенты зачастую весьма смутно представляют, что такое театральное образование, и живут исключительно грезами о грядущей славе. Ведь те, кто действительно хочет овладеть мастерством, в первую очередь выбирают сильного педагога. К примеру, того же Хомского или ректора Щепкинского училища Николая АФОНИНА, также набиравшего в этом году свой курс. Не зря же к нему, любимцу великой Веры Пашенной, актерские династии отправляют своих отпрысков. Уж они-то знают цену истинного мастерства! Вот и на этот раз к Афонину поступали сын Александра Домогарова (в свое время окончившего это же училище) и внучка Светланы Немоляевой, дочь Александра Лазарева-младшего. Другой вопрос: можно ли это назвать блатом? Не знаю, так как в одних случаях природа отдыхает на детях талантливых родителей, а в других - нет, и заранее предугадать ничего невозможно. Кто поступит: сын Домогарова или девочка из Ханты-Мансийска? И все-таки я спросила у Николая Николаевича:
- Ну а если реально, какая-нибудь девочка из Ханты-Мансийска может поступить в Щепкинское училище, когда вместе с ней в конкурсе принимают участие дети знаменитостей?
- Наше училище самое старое, в нем когда-то учился даже Константин Сергеевич Станиславский. Здесь по-прежнему живы традиции актерской школы Михаила Щепкина, поэтому мы изначально обращаем внимание на внешность абитуриента, его музыкальные способности, органичность, пластичность, - отвечает Афонин. - Но вашей гипотетической абитуриентке будет трудно. Девчонкам вообще труднее пробиться, поскольку их среди абитуриентов вдвое больше, чем мальчишек, а учебная группа из 25 человек на две трети должна состоять из представителей мужского пола, то есть "штанов". Естественно, юной особе из Ханты-Мансийска, как бы она ни была талантлива, сложно пройти все туры. И какие-то громкие фамилии здесь ни при чем.
"ЩУКА" ДЕНЕГ НЕ БЕРЕТ
В последнее время в театральных учебных заведениях стали усиленно поговаривать о всеобщем платном обучении, но педагоги воспротивились этому, поскольку такое положение вещей может привести к девальвации актерской профессии - ведь талантливые, но бедные ребята останутся за бортом. С вопросом о том, как обстоит ситуация с платным образованием сегодня, я обратилась к ректору Щукинского училища, ведущему артисту Театра имени Вахтангова Евгению КНЯЗЕВУ.
- Евгений Владимирович, "Щука" при прежнем ректоре Владимире Этуше стала первым театральным училищем, где студенты должны были платить за обучение. Это и теперь продолжается?
- Ни в коем случае. Те времена прошли, и к ним мы не вернемся, по крайней мере, пока я ректор. Иностранцы - да, они платят, но как можно брать деньги с тех, кто приехал к нам учиться из Владивостока, Иркутска, Читы?.. Тут только на одних билетах до Москвы можно разориться, не говоря уже о том, что им надо где-то жить, поскольку у нас нет своего общежития. Я поражаюсь целеустремленности этих молодых людей, желающих во что бы то ни стало выступать на сцене. Именно эта провинциальная настырность и позволяет им идти напролом, добиваться своей цели.
НЕ СТЕСНЯЙТЕСЬ ДРАНЫХ ШТАНОВ
Заведующего актерской кафедрой в РАТИ профессора Владимира АНДРЕЕВА, много лет возглавляющего Театр имени Ермоловой, я поймала у дверей института, бегущего на заключительное заседание приемной комиссии. И с ходу выпалила: "Владимир Алексеевич, вы довольны нынешним набором на актерское отделение?"
- Ну, это время покажет, - ответил с чарующей улыбкой народный артист СССР. - Бывает так, что на первом курсе студент подает большие надежды, а потом, смотришь, через год, два цинизм какой-то появляется, усталость. Понятно, что для приезжего человека Москва - сильное испытание, ему приходится перестраиваться, включаться в ее бешеный ритм. И тут большое значение имеет нацеленность на профессию, умение не отвлекаться на разную чепуху и уж, по крайней мере, не торопиться пробиваться в разные телесериалы, которые с профессиональной точки зрения только уродуют молодых артистов. Но понятно и другое: многим из них приходится зарабатывать на жизнь, поскольку стипендии мизерные. Поэтому начиная с первого курса нашим счастливчикам придется выбирать: либо серьезно заниматься актерским ремеслом, либо отлынивать от занятий и халтурить где-то. Я же могу дать только один совет: лучше ходить в латаных штанах, но иметь за плечами богатый актерский багаж, который не измеряется ни в долларах, ни в евро.
Девчонкам вообще труднее пробиться, поскольку их среди абитуриентов вдвое больше, чем мальчишек, а учебная группа из 25 человек на две трети должна состоять из представителей мужского пола